Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) ходят в передовиках, выполняя и перевыпол­ няя свои планы и обязательства. Они моно­ полисты, они могут диктовать свои условия. А если поднять столь болезненную тему, как качество ремонта... Поначалу стали отказы­ ваться от услуг верфи промысловые флота, уве­ личивая часть ремонта, которую они произво­ дили своими силами. Потом «Севрыбхолодфлот» стал направлять транспортные рефрижераторы на зарубежные верфи. В конце концов настало время, когда мурманские судоремонтники про­ сто остались без работы. В противостоянии «флот-судоверфь», на мой взгляд, есть что-то вечное, как любовь и нена­ висть, доброта и зависть. Здесь в своих обидах на судоремонтников флотоводцы выступали единым фронтом. Но существовала огромная разница в интересах самих флотов, на стыках интересов рыбаков и работников других бере­ говых предприятий, входящих во Всесоюзное рыбопромышленное объединение «Севрыба». Все они имели свои производственные пла­ ны и за их выполнение несли ответственность как перед ВРПО, так и перед Министерством рыбного хозяйства СССР. Разумеется, каждый коллектив стремился к выполнению данного ему плана по всем показателям. В противном случае урезались премии, следовали админи­ стративные наказания. То есть план должен был быть выполнен любой ценой, а чаще всего це­ ной забвения интересов смежников, а значит, и общего, конечного результата деятельности всей отрасли. Ведь в рыбной промышленности все предприятия тесно увязаны в единую тех­ нологическую цепочку: промысловый флот вы­ ловил рыбу, транспортный доставил ее в порт, портовики разгрузили судно, рыбокомбинат переработал... и т. д. И это лишь упрощенная, далеко не полная схема технологической цепи. У каждого ее звена свой план. И хотя он в ос­ новном увязан с планами других предприятий- смежников, но только в основном, а нередко и противоречит им. Получается, что договорные обязательства можно выполнить лишь в ущерб своим интересам. «Севрыбхолодфлот» Допустим, в силу каких-то объективных при­ чин управление «Севрыбхолодфлот», выполняя план по большинству показателей, «заваливает» один —по выпуску пищевой рыбной продукции. В то же время Мурманский траловый флот, объе­ динение «Мурманрыбпром» и другие промысло­ вые флоты все вместе значительно перевыпол­ няют план по этой позиции, но не справляются, например, с выпуском продукции улучшенного ассортимента. В целом для ВРПО, а значит, для всей рыбной отрасли Севера, для государства было бы целесообразно перевести часть рефри­ жераторных плавбаз из района промысла мой­ вы туда, где промышляют рыбу донных пород. Но для «Севрыбхолодфлота» такой маневр совер­ шенно не приемлем, так как в этом случае флот не выполнит план по выработке пищевой про­ дукции —на донных-то породах нет того объема в тоннах, что на мойве. И все остается на своих местах. Кто возьмет на себя смелость принять решение и лишить возможности флот выполнить свой план? Да и сам флот, его руководство сде­ лают все, чтобы такое решение не принималось, не стало приказом. Возьмем другой пример. В летние месяцы между весенней и осенне-зимней мойвенными путинами рефрижераторные плавбазы неред­ ко оказываются на голодном сырьевом пайке, толкутся в Баренцевом море, работая далеко не в полную силу. В то же время из-за нехватки транспортов промысловые суда в дальних райо­ нах подолгу вынуждены лежать в дрейфе в ожи­ дании выгрузки. Не выгоднее ли в интересах общего дела использовать некоторые плавбазы на этот период в транспортном варианте? Мож­ но бы, да... нельзя. С «Севрыбхолодфлота» никто не снимет план по выпуску пищевой продукции и пресервов. И никто не может зачесть в его ак­ тив транспортные рейсы плавбаз, никто не ста­ нет судить о результатах деятельности флота с по­ зиций общего конечного результата. Аналогичная ситуация и в тех случаях, когда встает вопрос — к кому в первую очередь по­ сылать транспорт: к промысловым судам или к плавбазам? Опять-таки возникают серьезные 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz