Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) ходят в передовиках, выполняя и перевыпол няя свои планы и обязательства. Они моно полисты, они могут диктовать свои условия. А если поднять столь болезненную тему, как качество ремонта... Поначалу стали отказы ваться от услуг верфи промысловые флота, уве личивая часть ремонта, которую они произво дили своими силами. Потом «Севрыбхолодфлот» стал направлять транспортные рефрижераторы на зарубежные верфи. В конце концов настало время, когда мурманские судоремонтники про сто остались без работы. В противостоянии «флот-судоверфь», на мой взгляд, есть что-то вечное, как любовь и нена висть, доброта и зависть. Здесь в своих обидах на судоремонтников флотоводцы выступали единым фронтом. Но существовала огромная разница в интересах самих флотов, на стыках интересов рыбаков и работников других бере говых предприятий, входящих во Всесоюзное рыбопромышленное объединение «Севрыба». Все они имели свои производственные пла ны и за их выполнение несли ответственность как перед ВРПО, так и перед Министерством рыбного хозяйства СССР. Разумеется, каждый коллектив стремился к выполнению данного ему плана по всем показателям. В противном случае урезались премии, следовали админи стративные наказания. То есть план должен был быть выполнен любой ценой, а чаще всего це ной забвения интересов смежников, а значит, и общего, конечного результата деятельности всей отрасли. Ведь в рыбной промышленности все предприятия тесно увязаны в единую тех нологическую цепочку: промысловый флот вы ловил рыбу, транспортный доставил ее в порт, портовики разгрузили судно, рыбокомбинат переработал... и т. д. И это лишь упрощенная, далеко не полная схема технологической цепи. У каждого ее звена свой план. И хотя он в ос новном увязан с планами других предприятий- смежников, но только в основном, а нередко и противоречит им. Получается, что договорные обязательства можно выполнить лишь в ущерб своим интересам. «Севрыбхолодфлот» Допустим, в силу каких-то объективных при чин управление «Севрыбхолодфлот», выполняя план по большинству показателей, «заваливает» один —по выпуску пищевой рыбной продукции. В то же время Мурманский траловый флот, объе динение «Мурманрыбпром» и другие промысло вые флоты все вместе значительно перевыпол няют план по этой позиции, но не справляются, например, с выпуском продукции улучшенного ассортимента. В целом для ВРПО, а значит, для всей рыбной отрасли Севера, для государства было бы целесообразно перевести часть рефри жераторных плавбаз из района промысла мой вы туда, где промышляют рыбу донных пород. Но для «Севрыбхолодфлота» такой маневр совер шенно не приемлем, так как в этом случае флот не выполнит план по выработке пищевой про дукции —на донных-то породах нет того объема в тоннах, что на мойве. И все остается на своих местах. Кто возьмет на себя смелость принять решение и лишить возможности флот выполнить свой план? Да и сам флот, его руководство сде лают все, чтобы такое решение не принималось, не стало приказом. Возьмем другой пример. В летние месяцы между весенней и осенне-зимней мойвенными путинами рефрижераторные плавбазы неред ко оказываются на голодном сырьевом пайке, толкутся в Баренцевом море, работая далеко не в полную силу. В то же время из-за нехватки транспортов промысловые суда в дальних райо нах подолгу вынуждены лежать в дрейфе в ожи дании выгрузки. Не выгоднее ли в интересах общего дела использовать некоторые плавбазы на этот период в транспортном варианте? Мож но бы, да... нельзя. С «Севрыбхолодфлота» никто не снимет план по выпуску пищевой продукции и пресервов. И никто не может зачесть в его ак тив транспортные рейсы плавбаз, никто не ста нет судить о результатах деятельности флота с по зиций общего конечного результата. Аналогичная ситуация и в тех случаях, когда встает вопрос — к кому в первую очередь по сылать транспорт: к промысловым судам или к плавбазам? Опять-таки возникают серьезные 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz