Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 6. Кому что выгодно? плана спросить иногда не с кого, а что говорить о пятилетке? Вот и получается, что выполняют экипажи судов принятые неизвестно кем пла­ ны и неизвестно на что рассчитанные судовые обязательства. А если говорить точнее —то про­ сто работают люди в меру выпавших на их долю условий как погодно-промысловых, так и орга­ низационных. Мало-мальски думающий промысловик- практик смотрел вперед не с надеждой и уверен­ ностью, а с тревогой и опасением. Да, мы имеем самый большой рыбодобывающий флот в мире. Самые мощные, самые крупные, самые приспо­ собленные для нормальной жизни моряков трау­ леры, которые —самые низкопроизводительные. Более того, по некоторым позициям сегодняш­ ние траулеры уступают вчерашним. Сравним БАТ и любой, теперь уже списанный БМРТ типа «Пушкин». Энерговооруженность увеличилась бо­ лее чем вдвое, на 15 человек стал многочислен­ ней экипаж, а морозильные мощности возросли лишь на 20 тонн. И это еще не все. С момента по­ стройки суда типа «Пушкин» имели две филетиро- вочные линии производительностью 10—12 тонн. А БАТы создавались с учетом выработки филе и разделанной рыбы тресковых пород. Но при переориентации на облов массовых пород рыб им понадобилась новая рыборазделочная тех­ ника, которой наша промышленность оказалась не в состоянии оснастить траулеры. Вот и выхо­ дят суда с новостроя практически с пустой рыбо- фабрикой. Силами же флота задачу полной меха­ низации не решить. Для БАТа вылов в 120—150 тонн не пробле­ ма. Но что делать с этим уловом? Значит, или уменьшай, капитан, вылов, или морозь боль­ ше рыбы, но ведь тогда пойдут потери по каче­ ству продукции. И в одном, и в другом случае экипаж в проигрыше. И основной причиной тому —явное качественное отставание нашей судостроительной промышленности (речь идет о рыболовных судах) и отсутствие современных машин и механизмов для переработки рыбы. За последние 20 лет на флот не поступило ни од­ ной филетировочной линии, лучшей по произво­ дительности тех, которые выпускались в 1950— 1960-е годы! — Если говорить о планировании, то глав­ ным образом надо думать о реальности планов. И дело здесь не только в технических возможно­ стях флота, а в той роли, которую должен играть покупательский спрос,—эту «штучную» по тем временам мысль высказал инженер ООТиЗ Мурманского тралфлота Д. Мельников. —Пока что сбытовые организации служат только свое­ образной перевалочной базой продукции на ее пути от флотов (рыбокомбината) до потребителя. Этого явно недостаточно. Они должны выступать в качестве представителя поставщика и активно влиять на покупательский спрос. Согласованные цифры спроса и технические возможности фло­ тов могут служить контрольными цифрами пла­ на. При этом флот будет ловить то, что необходи­ мо покупателю. В настоящее же время экипажи промысловых судов зачастую добывают неко­ торые породы не потому, что эта рыба нужна, а чтобы хоть что-то ловить для производственных показателей флота.59 И далее Мельников отвечает на вопрос, ка­ ким образом нам переделать-модернизировать судовые рыбофабрики: — Конечно, проще всего ждать, когда будут заменены старые суда. Но этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Есть и другой путь: капитальный ремонт судов должен обяза­ тельно включать полную модернизацию (ведь в переводе это —«обновление») технологиче­ ского рыбообрабатывающего оборудования... А пока на наших траулерах главным «механиз­ мом» остается его величество шкер^очный нож. Недаром моряки горько шутят: «Наш главный резерв —научиться точить его с трех сторон!» Прав тралфлотовский экономист. Правы, очевидиц, и его коллеги из других флотов Се­ верного бассейна, выискивая узкие места на своих производствах, анализируя спосо­ бы достижения тех или иных показателей, ха­ рактеризующих работу предприятия. Хорошо это или плохо? Наивный вопрос, Скажете вы. Но в том-то и беда, что плохо! Плохо, если инте­ ресы и показатели работы предприятий-смеж- ников различны. Как объяснить, почему суда годами ожидают ремонта, а потом годами сто­ ят у причалов судоверфи. Судоремонтники же 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz