Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 6. Кому что выгодно? плана спросить иногда не с кого, а что говорить о пятилетке? Вот и получается, что выполняют экипажи судов принятые неизвестно кем пла ны и неизвестно на что рассчитанные судовые обязательства. А если говорить точнее —то про сто работают люди в меру выпавших на их долю условий как погодно-промысловых, так и орга низационных. Мало-мальски думающий промысловик- практик смотрел вперед не с надеждой и уверен ностью, а с тревогой и опасением. Да, мы имеем самый большой рыбодобывающий флот в мире. Самые мощные, самые крупные, самые приспо собленные для нормальной жизни моряков трау леры, которые —самые низкопроизводительные. Более того, по некоторым позициям сегодняш ние траулеры уступают вчерашним. Сравним БАТ и любой, теперь уже списанный БМРТ типа «Пушкин». Энерговооруженность увеличилась бо лее чем вдвое, на 15 человек стал многочислен ней экипаж, а морозильные мощности возросли лишь на 20 тонн. И это еще не все. С момента по стройки суда типа «Пушкин» имели две филетиро- вочные линии производительностью 10—12 тонн. А БАТы создавались с учетом выработки филе и разделанной рыбы тресковых пород. Но при переориентации на облов массовых пород рыб им понадобилась новая рыборазделочная тех ника, которой наша промышленность оказалась не в состоянии оснастить траулеры. Вот и выхо дят суда с новостроя практически с пустой рыбо- фабрикой. Силами же флота задачу полной меха низации не решить. Для БАТа вылов в 120—150 тонн не пробле ма. Но что делать с этим уловом? Значит, или уменьшай, капитан, вылов, или морозь боль ше рыбы, но ведь тогда пойдут потери по каче ству продукции. И в одном, и в другом случае экипаж в проигрыше. И основной причиной тому —явное качественное отставание нашей судостроительной промышленности (речь идет о рыболовных судах) и отсутствие современных машин и механизмов для переработки рыбы. За последние 20 лет на флот не поступило ни од ной филетировочной линии, лучшей по произво дительности тех, которые выпускались в 1950— 1960-е годы! — Если говорить о планировании, то глав ным образом надо думать о реальности планов. И дело здесь не только в технических возможно стях флота, а в той роли, которую должен играть покупательский спрос,—эту «штучную» по тем временам мысль высказал инженер ООТиЗ Мурманского тралфлота Д. Мельников. —Пока что сбытовые организации служат только свое образной перевалочной базой продукции на ее пути от флотов (рыбокомбината) до потребителя. Этого явно недостаточно. Они должны выступать в качестве представителя поставщика и активно влиять на покупательский спрос. Согласованные цифры спроса и технические возможности фло тов могут служить контрольными цифрами пла на. При этом флот будет ловить то, что необходи мо покупателю. В настоящее же время экипажи промысловых судов зачастую добывают неко торые породы не потому, что эта рыба нужна, а чтобы хоть что-то ловить для производственных показателей флота.59 И далее Мельников отвечает на вопрос, ка ким образом нам переделать-модернизировать судовые рыбофабрики: — Конечно, проще всего ждать, когда будут заменены старые суда. Но этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Есть и другой путь: капитальный ремонт судов должен обяза тельно включать полную модернизацию (ведь в переводе это —«обновление») технологиче ского рыбообрабатывающего оборудования... А пока на наших траулерах главным «механиз мом» остается его величество шкер^очный нож. Недаром моряки горько шутят: «Наш главный резерв —научиться точить его с трех сторон!» Прав тралфлотовский экономист. Правы, очевидиц, и его коллеги из других флотов Се верного бассейна, выискивая узкие места на своих производствах, анализируя спосо бы достижения тех или иных показателей, ха рактеризующих работу предприятия. Хорошо это или плохо? Наивный вопрос, Скажете вы. Но в том-то и беда, что плохо! Плохо, если инте ресы и показатели работы предприятий-смеж- ников различны. Как объяснить, почему суда годами ожидают ремонта, а потом годами сто ят у причалов судоверфи. Судоремонтники же 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz