Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) Л. В. Евграфов — Насколько эффективно применяются на ва­ шем предприятии меры, направленные на укре­ пление порядка и дисциплины, на борьбу против пьянства и алкоголизма? — Какие проблемы создают неудобства в Ва­ шей жизни: бытовые, транспортные, коммуналь­ ные, в сфере услуг, общественного порядка? Короче —поделитесь всем тем, что волнует Вас. Первым, как положено, выступил начальник флота. На вопрос «Что нам мешает?» Л. В. Евгра­ фов с присущей ему простотой и откровенностью ответил: — Надо наводить на флоте крепкую дисципли­ ну. Никакой прогресс, инициативы, новшества не дадут положительного эффекта, если не будут до конца преодолены расхлябанность, неорга­ низованность. Флоту в нынешнее время нужны люди с высоким чувством ответственности, вы­ сокими профессиональными знаниями, масте­ ра своего дела. Особый спрос с руководителей, капитанов, которые обязаны подавать пример в работе, быть в гуще людей, искать и находить творческую жилку у своих подчиненных, больше опираться на их мнение, предложения, советы... (Ты знаешь, дорогой читатель, мне подчас кажется, что начальником становится только тот человек, кто сумел превозмочь себя и за­ ставить свой организм говорить прилюдно или писать в газету подобные слова-пустыш­ ки. Ведь это же противоестественно —играть на публику. Ведь ты же не самодеятельный артист —тебе за это деньги платят. Хотя, да-да — я забыл... Тебе и за это деньги платят, потому что эта говорильня —одно из условий-обязан­ ностей начальства. В любые времена и при лю­ бой погоде.) — Люди у нас в основном хорошие, —сказал в заключение флотоводец, —и механики, и до­ бытчики, и обработчики. Трудолюбивые, предан­ ные морю. Но и недостатков хватает. Обо всем и обо всех не скажешь в короткой беседе. Вот почему руководство флота, общественные ор­ ганизации надеются, что Дни открытого письма позволят вскрыть резервы, люди подскажут пути повышения эффективности работы. Через два месяца наш завотделом пром- рыболовства Толя Вилов, та самая «рабочая лошадка», что везет весь воз работы десятка партсовпрофхозлидеров оргкомитета, подыто­ жил сделанное. «Рыбный Мурман» за время этих Дней получил более четырехсот писем. Да, лю­ дей тревожили вопросы жилищные и комму­ нальные, судовая предотходная чехарда и сро­ ки выплаты зарплаты, возможности отдохнуть в пансионате «Рыбак Заполярья» и качество ус­ луг Дома междурейсового отдыха. О проблемах организации производства, о столь казалось бы спорных моментах, как распределение премии по коэффициенту трудового участия —ни слова. Критике подвергся начальник отдела по орга­ низации труда и заработной платы тралфлота А. И. Горячев, который сообщил в редакцию: «Рассматривать вопрос о развитии бригадной формы организации труда на флоте в ходе Дней открытого письма на страницах еженедельника «Рыбный Мурман» преждевременно». Навер­ ное, он был прав —не просто преждевременно, но и несвоевременно, не актуально. Нет-нет, никто не возражал против коллективных форм организации труда. На флоте они существова­ ли всегда. Но можно ли считать коллективом экипаж? Для этого необходимо как минимум постоянство определенного числа людей на кон­ кретном судне, Но о каком постоянстве может идти речь, если втралфлоте на многих траулерах за пятилетие сменилось потри-четыре капитана и столько же его помощников, а после каждого рейса меняется от 30 до 70 процентов коман­ ды? Управленцам за выполнение даже годового 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz