Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 6. Кому что выгодно? с семьей на берегу Черного моря, пессимист за­ купает спички и соль. На производстве в почете экономисты и психологи, а политику предпри­ ятий вершат бухгалтера и нормировщики. И все считают, читают, планируют... А рыбы нет. Про­ сто обстановка в море изменилась, нечего ста­ ло ловить. Вроде еще вчера много было мойвы и креветки, которую научились сразу же прода­ вать норвежцам. А нынче пусто. Треска и окунь стали попадаться, но это же крохи от былого изо­ билия! Надо бы дать рыбе нагуляться, вырасти, отметать несколько поколений, чтобы снова за­ селить рыбные банки, да куда там: план жмет и гонит! А как вообще можно планировать сти­ хийный процесс? А как его не планировать, как оставить в неведении о завтрашнем дне десят­ ки тысяч мурманчан, как использовать мощней­ ший в мире за Полярным кругом рыбокомбинат и крупнейший рыбный порт, в какие промысло­ вые квадраты направить гигантский рыбодобы­ вающий и приемотранспортный флот? Вопро­ сы, вопросы, вопросы... А тут еще пресловутая экономическая самостоятельность предприятий, услышав о которой каждый начальник печется лишь о собственной выгоде, то бишь об интере­ сах своего коллектива. Да, в 1986 году недоловлено до плана значи­ тельное количество сардины, скумбрии, окуня, мойвы, кальмара. Произошел сдвиг видового состава, потому что флот расставили так, чтобы выполнить задание по валу. Может, флотоводцы забыли об ассортименте рыбопродукции? Ско­ рее, это не забывчивость, а четко выработанная стратегия, направленная на удовлетворение собственных интересов, не больше. Напри­ мер, Мурманский траловый флот свою работу полностью построил на криле, что дало ему бо­ лее 10 миллионов рублей прибыли, позволило существенно улучшить финансовые показатели. Но планы полугодия по пищевой, товарной про­ дукции с учетом поставок были сорваны. Более того, моряки вставили палки в колеса рыбо­ комбинату, у которого отставание по первому полугодию составило 20 миллионов рублей из- за отсутствия жиросодержащего сырья и полу­ фабриката. Возникли проблемы с реализацией мороженой и соленой сельди, криля, потому что рыбаки проигнорировали решение сове­ та директоров «Севрыбы» четко согласовывать с «Севрыбсбытом» выпуск сверхплановой про­ дукции, пользующейся ограниченным спросом. Флот ловит и изготавливает то, что ему выгодно... Прежде чем продолжить свое повествова­ ние и поговорить более детально о проблемах того или иного предприятия, хочу подчеркнуть — я говорю с позиций, которые занимал в те годы еженедельник «Рыбный Мурман». И лишь неко­ торым событиям и явлениям даю свою, личност­ ную оценку с высоты сегодняшних лет. Конеч­ но, любая оценка субъективна. Капитан судна делает одни выводы, начальник флота другие, а руководитель Северного бассейна—третьи. Но именно позиция редакции газеты, при отно­ сительной свободе мнений ее авторов, все же, наверное, предпочтительнее, чем единичное мнение даже самого большого начальника. Траловый флот Летом 1985 года наша рыбацкая газета про­ вела Дни открытого письма в траловом флоте. Эта модная тогда форма журналистской работы была призвана вызвать на откровенный разговор «ши­ рокие массы трудящихся». Создавался оргкоми­ тет, в который обязательно входили представи­ тели партсовпрофхозэлиты и редактор издания с «рабочей лошадкой» —журналистом, который, собственно, и организовывал-получал-отвечал на все письма-вопросы. Предлагались и пример­ ные темы для разговора: — В чем лично Вы видите причину отстава­ ния вашего коллектива (бригады, участка, цеха, экипажа)? Что мешает двигаться вперед и какие резервы видите на этом пути? — Что вызывает у Вас чувство неприятия на работе, в организации соревнования? Ваши предложения по совершенствованию производ­ ственного процесса, управления? — Удовлетворяет ли Вас работа обществен­ ных организаций, насколько она, на Ваш взгляд, приближена к нуждам и запросам людей? — Что нужно сделать для того, чтобы ускорить научно-технический прогресс на вашем пред­ приятии? 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz