Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 6. Кому что выгодно? с семьей на берегу Черного моря, пессимист за купает спички и соль. На производстве в почете экономисты и психологи, а политику предпри ятий вершат бухгалтера и нормировщики. И все считают, читают, планируют... А рыбы нет. Про сто обстановка в море изменилась, нечего ста ло ловить. Вроде еще вчера много было мойвы и креветки, которую научились сразу же прода вать норвежцам. А нынче пусто. Треска и окунь стали попадаться, но это же крохи от былого изо билия! Надо бы дать рыбе нагуляться, вырасти, отметать несколько поколений, чтобы снова за селить рыбные банки, да куда там: план жмет и гонит! А как вообще можно планировать сти хийный процесс? А как его не планировать, как оставить в неведении о завтрашнем дне десят ки тысяч мурманчан, как использовать мощней ший в мире за Полярным кругом рыбокомбинат и крупнейший рыбный порт, в какие промысло вые квадраты направить гигантский рыбодобы вающий и приемотранспортный флот? Вопро сы, вопросы, вопросы... А тут еще пресловутая экономическая самостоятельность предприятий, услышав о которой каждый начальник печется лишь о собственной выгоде, то бишь об интере сах своего коллектива. Да, в 1986 году недоловлено до плана значи тельное количество сардины, скумбрии, окуня, мойвы, кальмара. Произошел сдвиг видового состава, потому что флот расставили так, чтобы выполнить задание по валу. Может, флотоводцы забыли об ассортименте рыбопродукции? Ско рее, это не забывчивость, а четко выработанная стратегия, направленная на удовлетворение собственных интересов, не больше. Напри мер, Мурманский траловый флот свою работу полностью построил на криле, что дало ему бо лее 10 миллионов рублей прибыли, позволило существенно улучшить финансовые показатели. Но планы полугодия по пищевой, товарной про дукции с учетом поставок были сорваны. Более того, моряки вставили палки в колеса рыбо комбинату, у которого отставание по первому полугодию составило 20 миллионов рублей из- за отсутствия жиросодержащего сырья и полу фабриката. Возникли проблемы с реализацией мороженой и соленой сельди, криля, потому что рыбаки проигнорировали решение сове та директоров «Севрыбы» четко согласовывать с «Севрыбсбытом» выпуск сверхплановой про дукции, пользующейся ограниченным спросом. Флот ловит и изготавливает то, что ему выгодно... Прежде чем продолжить свое повествова ние и поговорить более детально о проблемах того или иного предприятия, хочу подчеркнуть — я говорю с позиций, которые занимал в те годы еженедельник «Рыбный Мурман». И лишь неко торым событиям и явлениям даю свою, личност ную оценку с высоты сегодняшних лет. Конеч но, любая оценка субъективна. Капитан судна делает одни выводы, начальник флота другие, а руководитель Северного бассейна—третьи. Но именно позиция редакции газеты, при отно сительной свободе мнений ее авторов, все же, наверное, предпочтительнее, чем единичное мнение даже самого большого начальника. Траловый флот Летом 1985 года наша рыбацкая газета про вела Дни открытого письма в траловом флоте. Эта модная тогда форма журналистской работы была призвана вызвать на откровенный разговор «ши рокие массы трудящихся». Создавался оргкоми тет, в который обязательно входили представи тели партсовпрофхозэлиты и редактор издания с «рабочей лошадкой» —журналистом, который, собственно, и организовывал-получал-отвечал на все письма-вопросы. Предлагались и пример ные темы для разговора: — В чем лично Вы видите причину отстава ния вашего коллектива (бригады, участка, цеха, экипажа)? Что мешает двигаться вперед и какие резервы видите на этом пути? — Что вызывает у Вас чувство неприятия на работе, в организации соревнования? Ваши предложения по совершенствованию производ ственного процесса, управления? — Удовлетворяет ли Вас работа обществен ных организаций, насколько она, на Ваш взгляд, приближена к нуждам и запросам людей? — Что нужно сделать для того, чтобы ускорить научно-технический прогресс на вашем пред приятии? 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz