Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) на переходах, в море, в том числе нормы вре­ мени на работу с тралом, а уже на их основе определить рейсовые нормы вылова рыбы. Вы­ лова с учетом класса судна —дизельного или парового, отечественной или импортной по­ стройки. Технической классификации требовали и виды ремонта тральщиков, его последователь­ ность и длительность —текущий (с докованием и без), средний, капитальный. Разбивка ремон­ та по группам тральщиков, по срокам, а каж­ дый тральщик (каждый!) имел индивидуальные нормы на основе своих технических характе­ ристик: мощность главной машины, паропро- изводительность, скорость хода с тралом и без, предельной скорости работы траловой лебедки, расхода угля и воды, мореходных качеств... Кро­ ме того, необходимо было дифференцировать эти нормы по времени года и районам промыс­ ла. И, что самое удивительное, все эти нормы были просчитаны и утверждены! А разработка новой системы оплаты труда экипажей должна была как бы поддержать принятые конферен­ цией нормы и обеспечить их успешное достиже­ ние. Исходили из того, что стахановец (по нашим временам это передовик 1980-х годов) должен получать материальное вознаграждение полно­ стью, в соответствии со своей индивидуальной выработкой. При этом (цитирую): «положение об оплате труда должно быть понятным каждо­ му члену команды и стимулировать дальнейшее развертывание стахановского движения». Внедрили и новую систему оплаты труда. Работу, конечно, проделали громадную. Только перечисление всех «задействованных» в этой си­ стеме условий займет не одну страницу в нашей книге, потому что нормировщики тридцатых го­ дов умудрились поминутно (!) расписать время спуска и подъема трала и определить, что при среднем сокращении этого времени на 5 минут тралмейстер получит дополнительно 60 рублей, а на 10... И так далее. Может, учитывая количест­ во судов, а их в единственном тогда траловом флоте было не больше сотни, и возможна по­ добная арифметика. Но зачем, кому она нужна, если в конечном итоге мы пытаемся перевести тральщики на хозрасчет? Или это лишь прелюдия, организационно-экономическая основа хозяй­ ственного расчета? Надо сказать, что против пе­ ревода экипажей промысловых судов на хозрас­ чет выступала группа промысловиков-практиков, не на словах, а на деле знающих специфику рабо­ ты в море. Но, не изменяя терминологии тех лет, участники конференции теорию «спецов» призна­ ли ересью и продолжительными аплодисментами встретили слова представителя Наркомата пище­ вой промышленности, который сказал: «Надо до­ биться полного, настоящего хозрасчета на траль­ щике. Чрезвычайно важно, чтобы капитан стал действительным директором предприятия, чтобы капитан стал хозяином на тральщике с достаточ­ ной долей самостоятельности, с достаточными правами и с большей ответственностью». Ну а что, все-таки, думали сами промысло­ вики в том далеком 1936 году, обсуждая про­ блему внедрения хозяйственного расчета? Вот, например, цитата из выступления капитана Том­ сона: «Положение капитана надо сделать более независимым. Капитан траулера называется «капитаном-директором». При существующих условиях это название сами капитаны воспри­ нимают с иронией. Следует заключить договоры с капитанами сроком на 1—2 года на командо­ вание данным судном. По истечении контракт­ ного срока с условием выполнения принятых на себя по договору обязательств, капитан полу­ чает установленную по договору премию. Капи­ тану должно быть предоставлено право подбора своих помощников и команды. Совершенно недопустима та картина, которая наблюдается сейчас, когда капитана гоняют из одного отде­ ла в другой, от одного стола к другому. При этом каждый столоначальник старается отмахиваться от этих назойливых капитанов». Как видим, бюрократия сильна и в Рос­ сии неискоренима—такую же «картину» мы наблюдаем и через 50 лет. Так перевели ли мурманские тральщики на хозрасчет в тридца­ тые годы? Очевидно, да. Если верить газетам тех лет. Во всяком случае на текущий счет РТ «Киров» перечислялись деньги за выловленную экипажем рыбу. Себестоимость же доставлен­ ной в порт этим тральщиком продукции умень­ шилась на 30 процентов, то есть затраты на вы­ лов одного центнера рыбы на РТ «Киров» были 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz