Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) на переходах, в море, в том числе нормы вре мени на работу с тралом, а уже на их основе определить рейсовые нормы вылова рыбы. Вы лова с учетом класса судна —дизельного или парового, отечественной или импортной по стройки. Технической классификации требовали и виды ремонта тральщиков, его последователь ность и длительность —текущий (с докованием и без), средний, капитальный. Разбивка ремон та по группам тральщиков, по срокам, а каж дый тральщик (каждый!) имел индивидуальные нормы на основе своих технических характе ристик: мощность главной машины, паропро- изводительность, скорость хода с тралом и без, предельной скорости работы траловой лебедки, расхода угля и воды, мореходных качеств... Кро ме того, необходимо было дифференцировать эти нормы по времени года и районам промыс ла. И, что самое удивительное, все эти нормы были просчитаны и утверждены! А разработка новой системы оплаты труда экипажей должна была как бы поддержать принятые конферен цией нормы и обеспечить их успешное достиже ние. Исходили из того, что стахановец (по нашим временам это передовик 1980-х годов) должен получать материальное вознаграждение полно стью, в соответствии со своей индивидуальной выработкой. При этом (цитирую): «положение об оплате труда должно быть понятным каждо му члену команды и стимулировать дальнейшее развертывание стахановского движения». Внедрили и новую систему оплаты труда. Работу, конечно, проделали громадную. Только перечисление всех «задействованных» в этой си стеме условий займет не одну страницу в нашей книге, потому что нормировщики тридцатых го дов умудрились поминутно (!) расписать время спуска и подъема трала и определить, что при среднем сокращении этого времени на 5 минут тралмейстер получит дополнительно 60 рублей, а на 10... И так далее. Может, учитывая количест во судов, а их в единственном тогда траловом флоте было не больше сотни, и возможна по добная арифметика. Но зачем, кому она нужна, если в конечном итоге мы пытаемся перевести тральщики на хозрасчет? Или это лишь прелюдия, организационно-экономическая основа хозяй ственного расчета? Надо сказать, что против пе ревода экипажей промысловых судов на хозрас чет выступала группа промысловиков-практиков, не на словах, а на деле знающих специфику рабо ты в море. Но, не изменяя терминологии тех лет, участники конференции теорию «спецов» призна ли ересью и продолжительными аплодисментами встретили слова представителя Наркомата пище вой промышленности, который сказал: «Надо до биться полного, настоящего хозрасчета на траль щике. Чрезвычайно важно, чтобы капитан стал действительным директором предприятия, чтобы капитан стал хозяином на тральщике с достаточ ной долей самостоятельности, с достаточными правами и с большей ответственностью». Ну а что, все-таки, думали сами промысло вики в том далеком 1936 году, обсуждая про блему внедрения хозяйственного расчета? Вот, например, цитата из выступления капитана Том сона: «Положение капитана надо сделать более независимым. Капитан траулера называется «капитаном-директором». При существующих условиях это название сами капитаны воспри нимают с иронией. Следует заключить договоры с капитанами сроком на 1—2 года на командо вание данным судном. По истечении контракт ного срока с условием выполнения принятых на себя по договору обязательств, капитан полу чает установленную по договору премию. Капи тану должно быть предоставлено право подбора своих помощников и команды. Совершенно недопустима та картина, которая наблюдается сейчас, когда капитана гоняют из одного отде ла в другой, от одного стола к другому. При этом каждый столоначальник старается отмахиваться от этих назойливых капитанов». Как видим, бюрократия сильна и в Рос сии неискоренима—такую же «картину» мы наблюдаем и через 50 лет. Так перевели ли мурманские тральщики на хозрасчет в тридца тые годы? Очевидно, да. Если верить газетам тех лет. Во всяком случае на текущий счет РТ «Киров» перечислялись деньги за выловленную экипажем рыбу. Себестоимость же доставлен ной в порт этим тральщиком продукции умень шилась на 30 процентов, то есть затраты на вы лов одного центнера рыбы на РТ «Киров» были 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz