Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 5. Стахановцы и хозрасчет считал если не часы, то хотя бы дни сверхурочной работы в море. Вдали от семьи и родного дома? Афонин: —Это верно. Допустим, я — созна­ тельный. Буду трудиться на совесть, зная, что больше, чем уже наработал, денег не полу­ чу. А как заинтересовать новичка? Как его за­ ставить экономить во всем? Вот нам сегодня утром надо было машину с тарой в Мурманск отправить. Так ведь мы, ветераны, сначала по- считали-подумали, потратили два часа, чтобы на­ растить борта кузова машины, и одним рейсом отправили не 40, а 60 бочек. Знаем: и бензин, и транспорт наш, колхозный. В конечном счете за любой перерасход из своего кармана платить будем. То-то же... А хозрасчет на флоте вводить надо. Разра­ ботать новое положение с учетом имеющегося опыта и обсудить его не только на хозяйствен­ ном совете в ВРПО «Севрыба», но и в экипа­ жах, среди рыбаков. Как на колхозном собра­ нии: конечно, пошумим мы иной раз почем зря, но дело-то делать людям, каждому на своем ме­ сте. А как иначе? Этот вопрос Афонин уже обращает ко мне, заезжему журналисту, притулившемуся к шат­ кому столику с диктофоном в руке. Ведь печата­ ет же «Рыбный Мурман» столь интересные статьи о хозрасчете, может, знают в редакции и какой универсальный ответ на все эти вопросы? Но ни я, да и никто из нашей пишущей братии не мог в середине восьмидесятых годов осознать-ска- зать о самоубийственности старой экономи­ ческой и политической системы, столкнувшей нашу великую страну на обочину мирового прогресса, о необходимости радикальной эко­ номической реформы, перехода к иной модели общественного устройства. Мы набирали факты, пытались запечатлеть в каждом номере газеты дыхание быстротекущей жизни, сделать правди­ вый слепок с того или иного события и явления. Конечно —анализировали, сравнивали, спори­ ли, —но все на ходу, чтобы вновь и вновь оку­ нуться в водоворот ежедневных буден. При этом одной из характерных особенностей нашей ры­ бацкой газеты было постоянное внимательное, я бы сказал —почтительное отношение к ветера­ нам, к истории развития рыбного Мурмана. Зная И. А. Рогачева об этом, в редакцию несли свои воспоминания заслуженные капитаны-промысловики и солда- ты-фронтовики, которых по-братски встречал наш Павел Алексеевич Быстроумов. Сам ветеран войны, почетный портовик, он бережно, букваль­ но пестуя каждую строчку, правил эти материалы. А когда на стол к Быстроумову легла несколько заумная статья доцента МВИМУ55 и плюс к тому очень энергичного и молодого кандидата эконо­ мических наук И. А. Рогачевой,56 Павел Алексе­ евич проявил немало терпения, чтобы сделать из этой статьи «конфетку»—толковый и легкий для восприятия газетный разворот под рубрикой «Навстречу 50-летию стахановского движения»57. Что же заинтересовало ветеранов колхоза «Энер­ гия» в событиях полувековой давности? Стахановское движение —это 1933—1937 го­ ды, когда страна подошла к самому сложному этапу социалистической революции —созида­ тельному. Как и через пятьдесят лет, тогда надо было изыскать внутренние резервы для повы­ шения производительности труда и лучшее ис­ пользование техники. Рыбаки Мурмана намети­ ли для себя три основные задачи: разработать технические и эксплуатационные нормативы работы флота, пересмотреть действующую си­ стему оплаты труда экипажей тральщиков, вне­ дрить хозрасчет на судах. Эти задачи в качестве основных вопросов и обсуждались на техниче­ ской конференции в 1936 году. О каких технико-эксплуатационных нормах шла речь? Необходимо было разработать нор­ мы времени нахождения траулеров в порту, 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz