Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 2. Акционирование общество и не довести это дело до ума? Горно­ лыжная трасса на другом берегу залива ждет, когда там построят подвесную дорогу и решат бытовые проблемы. Проектов хороших много. Остается воплотить их в жизнь.57 Как видим, по весне первый руководитель настроен весьма оптимистично и думает о том, как с умом потратить деньги. Сейчас все эти планы Альберта Филипповича могут показаться маниловщиной. Но кто ж тогда знал, что родное государство всем нам покажет свой звериный оскал, ломая судьбы и жизни миллионов своих граждан на пути к рынку. Осенью 1992 года «Рыбный Мурман» пу­ бликует интервью с заместителем начальника управления «Севрыбхолодфлот» Ю. М. Лебеде­ вым, и первый вопрос, заданный руководите­ лю—как флот готовится к акционированию. — Наш путь не отличается от других фло­ тов, —рассказывает Юрий Максимович. —Мы определили стоимость основных фондов и выяснили, что нужно продать 81 тысячу ак­ ций по 1700 рублей. Думали, что будут брать по 5—10 акций, а оказалось, хотят взять по 100, 200 и даже по 1000 штук. Нет, у людей не так много денег, просто в связи с последним указом Президента 80 процентов акций оплачивают­ ся приватизационными чеками. Заявок много и от предприятий-партнеров: тралфлота, «Мур­ манрыбпрома», рыбного порта. — Как Вы видите будущее флота? —спраши­ вает И. Березюк. — Очень тяжелое время у нас. В долгах как в шелках. Если раньше было «хорошим тоном» ругать «Севрыбхолодфлот», что, мол, монополи­ сты, диктаторы и т. д., теперь... Вы, наверное, знаете, как подорожал судоремонт: сметный час стоит 417 рублей. Где же взять столько де­ нег? Вот и встают на отстой на левом берегу Кольского залива наши суда... И это не един­ ственная проблема. Взлет цен на топливо пота­ щил за собой увеличение тарифов на перевоз­ ки. Для промысловиков это тяжкий груз. Сейчас они должны нам немалые суммы, и в будущем, видимо, придется отказываться от работы с ними. Раз такие отношения с промысловыми флотами, то и у плавбаз самым серьезным об­ разом стоит проблема: где взять сырье для об­ менных операций. Дабы как-то выйти из этой ситуации, мы организовали рыболовный мини­ флот, переоборудовав под удочки и ярус не­ сколько судов... Недавно собирались экономисты всех фло­ тов. Направили документы в правительство: или нужна дотация государства, или отмена налого­ вых пошлин. Иначе я не представляю, как жить. Без решения этих главных проблем не выжить никакой рыбацкой структуре —государствен­ ной или акционерной.58 К осени не только накапливаются прак­ тически не решаемые на местах проблемы, но и не выдерживают нервы у некоторых фло­ товодцев. Держа руку на пульсе Северного бас­ сейна, «Рыбный Мурман» почувствовал весьма ощутимый сбой, связанный в первую очередь с раздраем, который произошел в отношениях между первыми руководителями. Главный ре­ дактор газеты Анатолий Вилов решается публич­ но высказать по этому поводу свое мнение. Он пишет: — История, сделав свой очередной виток, вложила сегодня в руки начинающим русским бизнесменам отнюдь не шпаги. Средством борьбы за власть стали шантаж и угрозы, подкуп и лицемерие, растаптывание чести и достоин­ ства. Да не напрямую, а руками других. Точнее, подчиненных себе, дабы создать общественное мнение и уничтожить соперника. Об этом я ду­ мал, читая радиограммы с судов «Севрыбхолод­ флота» —грубые, хамские. Повод вроде бы есть: у «Севхолода» хотят отнять его ТР «Капитан Лаза­ рев» и передать тралфлоту. И кто —генеральный директор АРП «Севрыба» Г. В. Тишков! Капитаны СРХФ требуют «смещения Тишкова, который ве­ дет политику удушения и ликвидации флота», лик­ видации самой «Севрыбы». — Полноте, господа капитаны! —обращается Вилов к судоводителям. —Нет приказов, указов, распоряжений о передаче судна, есть просьба, а это —вещи разные. И не надо трепать всуе имя покойного капитана Лазарева. Да и скажи­ те честно своим экипажам: вы выполняете волю (и не более того) начальника управления «Сев­ рыбхолодфлота» А. Ф. Леванова. Можно только 413

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz