Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть третья. Мы проснулись — здрасьте, нет советской власти... (начало 1990-х годов) лежал в больнице, и я решил попросить эти день ги у Брейхмана. Пришел к нему в кабинет, рас сказал о болезни редактора, о необходимости консультации за рубежом. Выслушав, флотово дец поднял на меня глаза и спросил: «А причем здесь «Мурманрыбпром»?» Я опешил. «Как же так, —говорю, —а к кому еще мне идти за по мощью? Обращусь, конечно, и в тралфлот, если вы не поможете...» И вдруг Лев Семенович как- то размяг, словно какой-то стержень внутри него обломился. Позвонил одному из своих сотруд ников, попросил зайти. Договорились, что они через работника посольства Г. И. Луку помогут разместить Вилова в норвежском госпитале, что дадут денег на дорогу —пусть за ними в управле ние зайдет супруга Анатолия Васильевича... Дей ствительно, неисповедимы пути Господни! В «Севрыбхолодфлоте» тоже плачут Если говорить о «Севрыбхолодфлоте», об ито гах работы в первом квартале 1992 года, то по ложение флота было стабильным: все планы выполнены, в том числе —реализация продук ции. Но мы уже знаем на примере других фло тов, что положение это было обманчивым. Как и все, «Севхолод» сидел на картотеке. Почему? Флотоводцы винили очень долгий процесс обо рота денег. Надо получить топливо, тару, отпра вить транспорты на промысел, и только после выдачи снабжения на траулеры возвращались потраченные на все эти операции деньги. Цены на рыбопродукцию скакали, так что и «Севрыб- сбыт» не мог сразу оплатить полученную рыбу. Как и у всех, не было кредитов. Уже не первый год «Севрыбхолодфлот» пытался добиться от дру гих флотов предоплаты, но... Вот вам пример одной из тогдашних проблем транспортников: и топливо, и тару каждый флот покупал где мог и по различной цене. В итоге на нефтебазе ска пливалось дизтопливо и по 600 рублей за тонну, и по 3 тысячи, и по 15 тысяч. Танкер бункеро вался, а какие деньги получит флот за достав ку топлива на промысел, никто не знает. Или проблема с выдачей наличных денег. Подошли плавбазы в порт с мойвенной путины, каждо му экипажу требуется выдать около миллиона рублей. А где взять эти «бумажки»? Что касает ся валюты, то севрыбхолодфлотовцев несколь ко выручали совместные предприятия. Были созданы два СП с США, одно —на Бермудских островах. Они, СП, помогали с выплатой валю ты экипажам, с оплатой заходов судов в инпорт, с поиском попутного груза для транспортов. Подсоблял своей работой и экипаж судна «Скал- лопер», который выпускал гребешок, а флот получал от его деятельности 4—5 миллионов долларов в год. Возлагались большие надежды на экипаж переоборудованного учебно-произ- водственного судна «Профессор Клёнова», где впервые на бассейне установили голландскую линию по очистке креветки. Серьезно обстояли дела с плавбазами. Если цены на топливо про должат расти, то их надо будет ставить к при чалу. Только модернизированные базы смогут работать не на ставриде и сардине, а на тре ске и креветке в Баренцевом море. Поэтому современными шведскими филейными линия ми оборудовали плавбазы «Севрыба», «Виктор Кингисепп», «Сергей Василисин». На выпуске конперьив работала база «Маточкин Шар». За канчивалось переоборудование «Даурии» под рыбную муку. Руководители «Севрыбхолодфлота» понима ли, что требуется постоянный поиск новых эко номических решений. В своей статье А. Ф. Лева нов, перечислив стоящие перед.флотом задачи и не забыв упомянуть «грабительские налоги, которые не стимулируют производство, не дают возможности работать с прибылью», пишет: — Мы думаем о различных формах коммер ческой деятельности: надо открывать магази ны, строить спортивные сооружения. Особенно следует обратить внимание на детей, тут, думаю, не надо жалеть средств. Например, сейчас ищем партнеров в Анапе для реконструкции пи онерлагеря «Северное сияние». Думаем занять ся рыбоводством в Палкиной губе, заодно обу строить быт мальчишек-альбатросовцев. Надо, как на Западе, вкладывать деньги в недвижи мость и индустрию спорта. Десятки лет стоит коробка хоккейного стадиона рядом с плавбас- сейном —почему бы не создать акционерное 412
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz