Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть третья. Мы проснулись — здрасьте, нет советской власти... (начало 1990-х годов) лежал в больнице, и я решил попросить эти день­ ги у Брейхмана. Пришел к нему в кабинет, рас­ сказал о болезни редактора, о необходимости консультации за рубежом. Выслушав, флотово­ дец поднял на меня глаза и спросил: «А причем здесь «Мурманрыбпром»?» Я опешил. «Как же так, —говорю, —а к кому еще мне идти за по­ мощью? Обращусь, конечно, и в тралфлот, если вы не поможете...» И вдруг Лев Семенович как- то размяг, словно какой-то стержень внутри него обломился. Позвонил одному из своих сотруд­ ников, попросил зайти. Договорились, что они через работника посольства Г. И. Луку помогут разместить Вилова в норвежском госпитале, что дадут денег на дорогу —пусть за ними в управле­ ние зайдет супруга Анатолия Васильевича... Дей­ ствительно, неисповедимы пути Господни! В «Севрыбхолодфлоте» тоже плачут Если говорить о «Севрыбхолодфлоте», об ито­ гах работы в первом квартале 1992 года, то по­ ложение флота было стабильным: все планы выполнены, в том числе —реализация продук­ ции. Но мы уже знаем на примере других фло­ тов, что положение это было обманчивым. Как и все, «Севхолод» сидел на картотеке. Почему? Флотоводцы винили очень долгий процесс обо­ рота денег. Надо получить топливо, тару, отпра­ вить транспорты на промысел, и только после выдачи снабжения на траулеры возвращались потраченные на все эти операции деньги. Цены на рыбопродукцию скакали, так что и «Севрыб- сбыт» не мог сразу оплатить полученную рыбу. Как и у всех, не было кредитов. Уже не первый год «Севрыбхолодфлот» пытался добиться от дру­ гих флотов предоплаты, но... Вот вам пример одной из тогдашних проблем транспортников: и топливо, и тару каждый флот покупал где мог и по различной цене. В итоге на нефтебазе ска­ пливалось дизтопливо и по 600 рублей за тонну, и по 3 тысячи, и по 15 тысяч. Танкер бункеро­ вался, а какие деньги получит флот за достав­ ку топлива на промысел, никто не знает. Или проблема с выдачей наличных денег. Подошли плавбазы в порт с мойвенной путины, каждо­ му экипажу требуется выдать около миллиона рублей. А где взять эти «бумажки»? Что касает­ ся валюты, то севрыбхолодфлотовцев несколь­ ко выручали совместные предприятия. Были созданы два СП с США, одно —на Бермудских островах. Они, СП, помогали с выплатой валю­ ты экипажам, с оплатой заходов судов в инпорт, с поиском попутного груза для транспортов. Подсоблял своей работой и экипаж судна «Скал- лопер», который выпускал гребешок, а флот получал от его деятельности 4—5 миллионов долларов в год. Возлагались большие надежды на экипаж переоборудованного учебно-произ- водственного судна «Профессор Клёнова», где впервые на бассейне установили голландскую линию по очистке креветки. Серьезно обстояли дела с плавбазами. Если цены на топливо про­ должат расти, то их надо будет ставить к при­ чалу. Только модернизированные базы смогут работать не на ставриде и сардине, а на тре­ ске и креветке в Баренцевом море. Поэтому современными шведскими филейными линия­ ми оборудовали плавбазы «Севрыба», «Виктор Кингисепп», «Сергей Василисин». На выпуске конперьив работала база «Маточкин Шар». За­ канчивалось переоборудование «Даурии» под рыбную муку. Руководители «Севрыбхолодфлота» понима­ ли, что требуется постоянный поиск новых эко­ номических решений. В своей статье А. Ф. Лева­ нов, перечислив стоящие перед.флотом задачи и не забыв упомянуть «грабительские налоги, которые не стимулируют производство, не дают возможности работать с прибылью», пишет: — Мы думаем о различных формах коммер­ ческой деятельности: надо открывать магази­ ны, строить спортивные сооружения. Особенно следует обратить внимание на детей, тут, думаю, не надо жалеть средств. Например, сейчас ищем партнеров в Анапе для реконструкции пи­ онерлагеря «Северное сияние». Думаем занять­ ся рыбоводством в Палкиной губе, заодно обу­ строить быт мальчишек-альбатросовцев. Надо, как на Западе, вкладывать деньги в недвижи­ мость и индустрию спорта. Десятки лет стоит коробка хоккейного стадиона рядом с плавбас- сейном —почему бы не создать акционерное 412

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz