Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть третья. Мы проснулись — здрасьте, нет советской власти... (начало 1990-х годов) — Плавсостав ждет 15 июня. Учитывая под­ держку всех судов объединения, акция обе­ щает быть серьезной. Угроз берега бояться не следует, правда —на стороне моряков, — этими словами заканчивает свое РДО в редак­ цию наш специальный корреспондент в рай­ оне промысла.49 Стоит добавить, что в мае-июне 1992 года требования «забастовочных» судов «Мурман­ рыбпрома» накладывались на радиограммы, которые шли со всех судов «Севрыбы» в адрес не только «Рыбного Мурмана», но и Президен­ та Ельцина, вице-премьера правительства Гай­ дара, председателя Верховного Совета России Хасбулатова. В них моряки требовали от властей добиться выполнения своего решения о вы­ делении кредита рыбной отрасли. И выражали опасение, что кто-то специально своим бездей­ ствием толкает людей на крайние меры, пытает­ ся сорвать реформы, подорвать веру в действия Президента, правительства. Но до Москвы моря­ кам было не дотянуться. А вот до Мурманска при желании можно. Критика в адрес гендиректора объединения летела со всех сторон. Не стеснял­ ся особо в выражениях и «Рыбный Мурман». В редакционной статье под заголовком «Кто у руля в «Мурманрыбпроме?»50 анонимный ав­ тор, в котором по стилю легко угадывается за­ меститель главного редактора С. В. Миронов, пишет: — А что руководство в лице генерального директора Л. С. Брейхмана? Стало уже дурным правилом в объединении —оно больше отмал­ чивается. И расползаются слухи... Вроде бы Лев Семенович подал в отставку, вроде бы уже име­ ется ряд кандидатур на замещение, которые сейчас рассматриваются в ассоциации «Сев- рыба» и комитете по рыбному хозяйству... Все покрыто глухой тайной, отсюда и социальная напряженность, и волнения людей. Напомним, кстати, нашим читателям, что генеральный ди­ ректор ни разу не выступил в печати, он как огня боится журналистов, гласности. К чему бы это? Ау, Лев Семенович! Мы готовы в ближайшем номере предоставить Вам хоть все 16 страниц еженедельника, с тем, чтобы Вы подробно рас­ сказали о своей деятельности на высоком посту. Как довели до кризиса флот, как ликвидировали отдел внутренних водоемов, выгнав за ворота десятки людей. Как получилось, что «Мурман­ рыбпром» оказался у разбитого корыта... — Кстати, в МРП создано 19 совместных предприятий. Сейчас ведутся переговоры о создании двадцатого по счету СП. Редакция располагает документами..., —и далее Миро­ нов цитирует выдержки из договоров, заклю­ ченных между партнерами по СП. Основной криминал в том, что зарубежному партнеру флотом передаются тысячи тонн квоты на тре­ ску сверх установленной правительством нор­ мы. И заканчивает зам. редактора свою редак­ ционную статью так: — Кто дал право Л. С. Брейхману подрывать авторитет правительства? Где гарантии того, что завтра не будет продан весь флот неким Брейх- маном, и рыбаки, проснувшись утром, не ока­ жутся подневольными рабами у Льва Семено­ вича? Сегодня продан флот, завтра Северный бассейн, послезавтра —Россия... Серьезные обвинения, хлесткая, на грани фола статья. Дальнейшие события развивались стремительно и —непредсказуемо. в) на море то шторм, то штиль... Штормило в те дни в Баренцевом море. Штормило и в душах моряков, решившихся на забастовку. Капитан СТР-315 Павел Гаврило­ вич Усков: — Экипаж настроен однозначно: так больше работать нельзя. Господин Брейхман, восседая в кресле, не думает, что 14 судов приносят нема­ лую валюту, получая взамен копейки. Мне было стыдно в порту: я отработал путину, спал, не раз­ деваясь, по 2—4 часа в сутки, а начрадио на РС- 105 или 95, которые в кооперативе, получает 41 тысячу рублей в месяц без особых усилий. Я таких денег сроду не видел. А почему руковод­ ство флота распоряжается квотой на треску, как личной собственностью? Она выделена для про­ цветания объединения, а не МП и СП. Капитан СТР-371 Борис Александрович Джо- логония: — Это ненормальное явление, когда суда разных флотов, работая в одном районе в одних 406

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz