Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть третья. Мы проснулись — здрасьте, нет советской власти... (начало 1990-х годов) по этой причине сравнить его затраты на до­ бычу и обработку рыбы не с кем, но работает на данный момент эффективно. Экипаж заин­ тересован в результатах своей работы, так как заработная плата зависит от этого. Считаю, что такая форма эксплуатации судна перспективна. Она позволяет принимать и выполнять нестере­ отипные решения. Руководителями ТОО «Конке­ ран» являются бывшие работники плавсостава ПО «Мурманрыбпром», никогда не работавшие в аппарате управления. В своей работе мы ощущаем большую поддержку со стороны руко­ водителей флота и за это им благодарны. Вот такой комментарий. Вряд ли он рассеял сомнения-подозрения-предположения читате­ ля. Если «такая форма эксплуатации судна пер­ спективна», то зачем же держать в тайне все ус­ ловия его аренды? Передовым опытом следует делиться, чтобы его переняли другие. Значит, такого желания у флота нет? И что за «нестере­ отипные» решения выполняет траулер? И как «благодарны» в товариществе флотоводцам? Все эти вопросы оставались открытыми и при­ обретали иной масштаб на фоне весьма тре­ вожных событий, разворачивающихся на про­ мысле. б) радиограммы с промысла Весной 1992 года редакцию «Рыбного Мур­ мана» начинают «бомбить» радиограммами эки­ пажи мурманрыбпромовских судов. Постепенно эти экипажи находят между собой единый язык и рупор, отправляя РДО «по поручению и за под­ писью» капитанов и председателей профкомов 14-ти судов объединения «Мурманрыбпром», ра­ ботающих в Баренцевом море. Моряки спраши­ вали берег: — Если вся добываемая нашими судами рыба уходит на внешний рынок и реализуется за валюту, то почему на флоте постоянно не хва­ тает валюты на закупку снабжения и оборудо­ вания? Куда уходит заработанная нами валюта, если экипажи не получают никаких отчислений от нее? — Управление перешло на выплату суточных. В результате за четырехмесячный рейс экипажи стали получать намного меньше по сравнению с другими флотами. Данное положение необхо­ димо пересмотреть. — По непонятным причинам забирается 50 процентов валюты, заработанной экипажа­ ми за выгрузку. Ранее 50 процентов выдава­ лось валютой, 50 —чеками. Чеки упразднены, куда уходит 50 процентов валюты и на каком ос­ новании? Не на организацию ли всевозможных кооперативов, совместных и малых предпри­ ятий под крылом «Мурманрыбпрома»? — Согласно новым окладам, оплата труда в море и на берегу уравнялась. Суточные на­ грузки возросли до невыполнимых (БМРТ при работе на треске —20 тонн, СРТ —6,2 тонны). Непонятно, исходя из каких соображений на­ грузки увеличились? Автоматизации никакой, вся разделка вручную... Изложив свои вопросы, моряки требовали: — Поднять расценки на выпускаемую рыбо­ продукцию с учетом ее разделки. — Пересмотреть суточные нагрузки. — Выплачивать экипажам 100 процентов ва­ люты за выгрузку. — Увеличить выплату суточных в инвалю­ те (капитану —14 долларов, матросу-уборщи- ку —6 долларов, остальным членам экипажа пропорционально занимаемой должности)... В случае невыполнения своих требований моряки грозили забастовкой. Но при этом они вполне резонно советовали флотоводцам, что пора перейти от традиционных методов угроз к взаимопониманию и уважению. Заверяли ру­ ководство, что экипажи всегда готовы работать на взаимовыгодных условиях и приносить поль­ зу объединению.45 Через некоторое время теперь уже не 14, а 17 экипажей судов, работающих в Баренце­ вом море, вновь шлют свой «привет» берегу: — Конкретных решений по нашей радио­ грамме не принято, утешительные РДО со слова­ ми о том, что «нужны высокопроизводительная работа, высокая ответственность каждого за по­ ложение дел», что надо «решить самим, как со­ хранить «Мурманрыбпром» и его коллектив», что можно «надеяться на понимание и поддержку» лишь ширма, за которой руководством создаются новые кооперативы, малые и совместные пред­ 404

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz