Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть третья. Мы проснулись — здрасьте, нет советской власти... (начало 1990-х годов) случае, в конце девяностых годов при встрече с Прутковым я увидел именно такого холодного бизнесмена в кресле руководителя тралфлота. Жизнь во все времена требовала от управлен­ цев жесткости, умения и сил сказать решитель­ ное «нет», даже переступив через свои человече­ ские чувства. Таков, к сожалению, естественный отбор в условиях рыночных отношений. Что, ска­ жите мне на милость, ответить флотоводцу на по­ добную радиограмму с промысла: — Переустройство всего жизненного уклада общества приняло характер всеобъемлющего долговременного кризиса, а шоковая экономи­ ческая политика правительства России становит­ ся бедствием для экономики флота, социального положения моряков, наших семей. Ситуация в стране, отрасли, флоте требуют, по нашему мнению, активных действий всего коллектива флота. Предлагаем всем экипажам на период перехода к рыночной экономике создать посто­ янно действующий забастовочный комитет и на­ делить его всеми необходимыми правами для социальной защиты моряков, всех работников флота: — правом контроля за хозяйственно-финан­ совой деятельностью руководства флота; — правом выработки конкретных обосно­ ванных требований, предложений в адрес руко­ водства флота, отрасли, правительства России с привлечением к этой работе экспертов за счет средств флота; — правом объявления забастовки, других коллективных действий. Требуем от администрации всемерно и кон­ структивно содействовать забастовочному ко­ митету..., ввести оплату труда промысловикам из расчета минимум..., ввести гарантированную выплату..., выплачивать компенсации в разме­ ре..., принять конкретные меры... Такая радиограмма под заголовком «Требу­ ем, требуем, требуем...», принятая на общих со­ браниях экипажей семи тралфлотовских судов, работающих в Северо-Восточной Атлантике, по­ явилась на страницах «Рыбного Мурмана» вско­ ре за вышепроцитированным выступлением Ю. Б. Пруткова. Вот как прокомментировал это письмо Юрий Борисович: — Считаю, что создание забастовочного ко­ митета в данный момент преждевременно. Ни к чему хорошему это не приведет, а подо­ рвать экономику флота может. Думаю, сейчас важнее работать высокопроизводительно. Атак, конечно, требования рыбаков справедливы: за свой нелегкий труд вдали от семьи они полу­ чают крайне недостаточно. Уверен, что мы, ру­ ководители флота, найдем общий язык с рыба­ ками и сумеем решить все проблемы, стоящие перед нами.35 С одной стороны, ответ Пруткова —чистой воды отписка, с другой стороны, он берет удар на себя, удар, который предназначался не толь­ ко ему, но и руководству отрасли, страны. Уме­ ние держать подобные удары и отличает настоя­ щий «директорский корпус» тех лет. б) без посредничества «Соврыбфлота» Внешнеэкономическое сотрудничество, так называемый международный аспект, всегда занимало в рыбной отрасли одно из первых мест. На новый уровень оно выходит при ры­ ночных отношениях. Надо было работать в эко­ номических зонах иностранных государств, размещать в их портах свой флот, продавать рыбопродукцию, строить новые суда, при­ влекать инвестиции зарубежных партнеров... Давние и прочные связи были у Мурманско­ го тралфлота с бизнесменами из Германии. Не случайно первые совместные предприятия создавались при участии немецкого капитала: рыбообработкой занимался «Норд-Вест», один главный офис СП «Комсерв», которое закупало судовые запчасти, находился в Москве, вто­ рой —в Гамбурге. Впоследствии от «Комсерва» отпочковалась агентирующая фирма, которая занималась обслуживанием тралфлотовских су­ дов в портах Германии. Кроме этого, флот был одним из учредителей акционерной компании в Португалии, которая занималась переработ­ кой выловленной тралфлотовцами рыбы, вы­ пуском и продажей консервов из нее. То есть руководство хотело, чтобы весь цикл работы промысловых судов от доставки сырья до выле­ та экипажей за рубеж был замкнут и в какой-то мере отслеживался тралфлотом. Ранее, при со­ 396

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz