Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть третья. Мы проснулись — здрасьте, нет советской власти... (начало 1990-х годов) случае, в конце девяностых годов при встрече с Прутковым я увидел именно такого холодного бизнесмена в кресле руководителя тралфлота. Жизнь во все времена требовала от управлен цев жесткости, умения и сил сказать решитель ное «нет», даже переступив через свои человече ские чувства. Таков, к сожалению, естественный отбор в условиях рыночных отношений. Что, ска жите мне на милость, ответить флотоводцу на по добную радиограмму с промысла: — Переустройство всего жизненного уклада общества приняло характер всеобъемлющего долговременного кризиса, а шоковая экономи ческая политика правительства России становит ся бедствием для экономики флота, социального положения моряков, наших семей. Ситуация в стране, отрасли, флоте требуют, по нашему мнению, активных действий всего коллектива флота. Предлагаем всем экипажам на период перехода к рыночной экономике создать посто янно действующий забастовочный комитет и на делить его всеми необходимыми правами для социальной защиты моряков, всех работников флота: — правом контроля за хозяйственно-финан совой деятельностью руководства флота; — правом выработки конкретных обосно ванных требований, предложений в адрес руко водства флота, отрасли, правительства России с привлечением к этой работе экспертов за счет средств флота; — правом объявления забастовки, других коллективных действий. Требуем от администрации всемерно и кон структивно содействовать забастовочному ко митету..., ввести оплату труда промысловикам из расчета минимум..., ввести гарантированную выплату..., выплачивать компенсации в разме ре..., принять конкретные меры... Такая радиограмма под заголовком «Требу ем, требуем, требуем...», принятая на общих со браниях экипажей семи тралфлотовских судов, работающих в Северо-Восточной Атлантике, по явилась на страницах «Рыбного Мурмана» вско ре за вышепроцитированным выступлением Ю. Б. Пруткова. Вот как прокомментировал это письмо Юрий Борисович: — Считаю, что создание забастовочного ко митета в данный момент преждевременно. Ни к чему хорошему это не приведет, а подо рвать экономику флота может. Думаю, сейчас важнее работать высокопроизводительно. Атак, конечно, требования рыбаков справедливы: за свой нелегкий труд вдали от семьи они полу чают крайне недостаточно. Уверен, что мы, ру ководители флота, найдем общий язык с рыба ками и сумеем решить все проблемы, стоящие перед нами.35 С одной стороны, ответ Пруткова —чистой воды отписка, с другой стороны, он берет удар на себя, удар, который предназначался не толь ко ему, но и руководству отрасли, страны. Уме ние держать подобные удары и отличает настоя щий «директорский корпус» тех лет. б) без посредничества «Соврыбфлота» Внешнеэкономическое сотрудничество, так называемый международный аспект, всегда занимало в рыбной отрасли одно из первых мест. На новый уровень оно выходит при ры ночных отношениях. Надо было работать в эко номических зонах иностранных государств, размещать в их портах свой флот, продавать рыбопродукцию, строить новые суда, при влекать инвестиции зарубежных партнеров... Давние и прочные связи были у Мурманско го тралфлота с бизнесменами из Германии. Не случайно первые совместные предприятия создавались при участии немецкого капитала: рыбообработкой занимался «Норд-Вест», один главный офис СП «Комсерв», которое закупало судовые запчасти, находился в Москве, вто рой —в Гамбурге. Впоследствии от «Комсерва» отпочковалась агентирующая фирма, которая занималась обслуживанием тралфлотовских су дов в портах Германии. Кроме этого, флот был одним из учредителей акционерной компании в Португалии, которая занималась переработ кой выловленной тралфлотовцами рыбы, вы пуском и продажей консервов из нее. То есть руководство хотело, чтобы весь цикл работы промысловых судов от доставки сырья до выле та экипажей за рубеж был замкнут и в какой-то мере отслеживался тралфлотом. Ранее, при со 396
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz