Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть третья. Мы проснулись — здрасьте, нет советской власти... (начало 1990-х годов) А затем фонд муниципального имущества будет все эти предприятия приватизировать, то есть продавать тем же самым горожанам за хоро­ шую цену, с немалой выгодой для городской бюрократии. «Непонятно, как депутаты или мэр Мурманска смогут контролировать деятельность этого комитета, если все бразды управления го­ родским имуществом будут находиться только в его руках?» —этот вопрос редакция оставила открытым.21 — Седьмая сессия Мурманского областного Совета народных депутатов проходила в усло­ виях сумасшедшего скачка цен. Доклад пред­ седателя областного комитета по управлению госимуществом В. Силина о проекте програм­ мы приватизации государственных и муни­ ципальных предприятий не вызвал интереса. По-моему, впервые в истории областного Со­ вета никто из депутатов не записался в прения. А в итоге —основные положения областной программы по приватизации предприятий при­ няты чуть ли не единогласно! —пишет Вячеслав Кузнецов. И добавляет, делая вывод: —Впере­ ди у народных избранников масса работы. Они обязаны стать проводниками идей либеральной буржуазии. Способны ли? Смогут ли капитализи­ ровать наше общество? Знают ли они, от каких оков освобождать область? Тишина вокруг про­ блем приватизации предприятий заставляет со­ мневаться в реальных возможностях и умении этого депутатского корпуса.22 Мнение корреспондента редакции поддер­ живает председатель координационного коми­ тета Мурманской организации народной пар­ тии В. Мамаев, который на газетных страницах уточняет, что городские районы в Мурманске собственности не имеют, что свидетельствует о надуманности деления города на админи­ стративные районы. Нет сегодня собственности и у областного Совета: на территории Мурман­ ской области собственность только муниципаль­ ная (городская) и российская (государственная). Госсобственностью по новым законам должен заниматься глава администрации области че­ рез свой комитет по управлению имуществом. А облсовет —стоять при этом на страже интере­ сов региона. Проекты документов по привати­ зации готовили чиновники из аппаратов адми­ нистрации и Совета. В этих проектах не учтено мнение трудовых коллективов. Так, предложено считать, что без ценных указаний областного руководства никак не смогут работать Мурман­ ский рыбокомбинат, судоверфь, фабрика ору­ дий лова. Просто лицензировать, устанавливать налоги —мало, хочется быть собственником. А где сам трудовой коллектив? О нем ни слова! — Абсурдность такого подхода к разбюрокра- чиванию нашего общества проявилась сполна в таком эпизоде, —пишет В. Мамаев. —Усталый депутат спрашивает одного из авторов докумен­ та: «Какое значение для жителей Кандалакши имеет кинотеатр «Мурманск» в областном цен­ тре?». Ему откровенно объясняют, что надо со­ хранить аппарат производственного объедине­ ния «Киновидео». Чтобы им не пропасть, они и получают этот кинотеатр-кормушку... Только при активном участии первого заместителя гла­ вы администрации области Г. П. Лузина принято очень верное решение: отказаться от цифровых показателей разгосударствления, руководство­ ваться только экономическими факторами в ин­ тересах населения.23 — Производственного объединения «Мур­ манская судоверфь» больше не существует. На конференции трудового коллектива принято решение о разделении его на шесть самостоя­ тельных предприятий —юридических лиц (СРЗ-1, СРЗ-2, предприятие «Мурманская судоверфь», малые предприятия «Крот», «Сплав», «Клуб су­ доверфи»), —пишет «Рыбный Мурман».24 Если сказать, что разделение проходило без сучка и задоринки, это будет в корне неверно. В высту­ плениях делегатов, особенно от заводов-филиа­ лов, наряду с желанием добиться суверенитета чувствовались озабоченность и тревога. Любо­ пытно, что руководители производств на день принятия столь серьезного решения не знали, кто является собственником судоверфи. Каза­ лось бы, им должен быть комитет по управле­ нию госимуществом РСФСР при Верховном Совете России. Но этот комитет не смог подго­ товить программу приватизации, разработать документы, которые явились бы отправными точками при проведении ее. А правительством 390

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz