Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Частьтретья. Мы проснулись — здрасьте, нет советской власти... (начало 1990-х годов) важным фактором финансового оздоровления. Они также создают гарантии для развития пред принимательства, которое позволит в кратчай шие сроки пустить в дело наши огромные резер вы и на этой основе облегчить экономическое положение страны. Трудно поверить в то, что приватизацию удастся осуществить спокойно, не вызывая накала страстей, протестов, сопротивление аппарата. Приватизация—это возвращение собственности народу. Психологическая не подготовленность к предпринимательству, иму щественной дифференциации, опасения воз врата к раскулачиванию и национализации, податные интересы казны, которая пуста и со гласна только продавать государственную соб ственность, а не раздавать ее, демагогические обвинения в возврате к капитализму —все это сплетено в клубок, который не известно, как распутать.18 Практически мы сейчас находимся в переходном периоде, с окончанием которо го прекратится и нынешняя двусмысленность законотворчества. Лишь с конституированием частной собственности начнется действенное законодательное оформление того правового государства, которое будет предлагать социаль ные гарантии уже не как цель общественного развития, а в качестве компенсации за рыноч ную вседозволенность... — Приватизация сегодня —центральная эко номическая задача, но единого рецепта ее осуществления быть не может, —продолжает развивать свои взгляды будущий руководитель рыбной отрасли страны. —Имущественные ин тересы, как бы их порой ни пытались спрятать или замаскировать, стоят за многими обще ственными процессами. Не надо обольщать ся: они играют решающую роль и в нашей ры ночной реформе. Поскольку государственная собственность воспринимается как ничейная, ее начавшийся дележ вроде бы не делает нас беднее. Большинство из нас отучено владеть чем-либо, кроме своей одежды и домашней утвари, иногда еще машины, может быть, дачи и квартиры. В общем богатстве страны —все это крохи. Представляется целесообразным передать в собственность граждан страны 50—70 процентов имущества государственных предприятий. Для этого предлагается выпустить и безвозмездно распределить среди населения народные акции на всю стоимость подлежащей разгосударствлению собственности. Их обла дателями станут все работающие, пенсионеры, военнослужащие, студенты. Сумма получаемых акций зависит от вклада человека в создание имущества страны. Видимо, главным критери ем, позволяющим обеспечить социальную спра ведливость, станет трудовой стаж.19 Хотя воз можны и другие подходы. Имея народные акции, человек может по лучить от государства небольшие ежегодные дивиденды. Однако ему выгоднее вложить эти акции в любое предприятие, которое обеспе чит ему большие доходы. Можно, объединив все акции всех членов трудового коллектива, а также акции других граждан, выкупить пред приятие. Каждый гражданин получает какую- то долю общенародной собственности и имеет право дальше ею распоряжаться как частной собственностью —может продать, обменять, передать по наследству. Распродать мелкие, средние предприятия торговли, сферы обслужи вания, строительства, транспорта и ряда других отраслей можно только на ту сумму, которую на селение в силах выложить. По различным оцен кам, так называемых «лишних» денег у него се годня от 100 до 150 миллиардов рублей. Если стоимость основных фондов в стране порядка 1,8 триллиона рублей, то с помощью привати зации торговли, сферы услуг и других подобных объектов объем государственной собственности сократится меньше чем на 10 процентов. Ба лансовая стоимость основных фондов страны (без стоимости земли, недр, лесов и личного имущества граждан) составляет около 3 трил лионов рублей. Оборотные средства предпри ятий и организаций достигают 800 млрд рублей, в том числе в запасах товарно-материальных ценностей —более 500 млрд рублей. — Выявились три основных подхода к реше нию проблемы разгосударствления собственно сти, —пишет далее В. Ф. Корельский. —Первый исходит из безвозмездной передачи имущества государственных предприятий и организаций 388
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz