Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 1. Либерализация цен повышение цен, начисто отсутствуют инвестиции, то есть расширенное воспроизводство. Без жест кой центральной власти, программы, направ ленной на реформирование экономики, при были от роста цен едва хватает на повышение зарплаты. Без насыщения рынка товарами, при сокращении его из-за сворачивания производ ства, гиперинфляцию не удержать, точно так же, как и падение курса рубля. Потуги правительства, сделавшего залповые выбросы долларов на про дажу, могут задержать рубль на определенном уровне на какой-то период времени, но потом по следует катастрофическое его падение. Складывается впечатление, что на удуше ние госпредприятий, на которых работает свы ше 90 процентов трудоспособного населения и выпускающих 95 процентов товарной массы, направлена и кредитная политика правитель ства. Государства рыночной экономики широко пользуются для управления, стимулирования промышленности кредитными ставками, но ни когда не ограничивают кредит, особенно для тех отраслей, которые в данный момент или в перспективе имеют важное значение для всей экономики или населения. Процент на кредит устанавливается ниже среднего уровня, или совсем беспроцентный. Могут быть и прямые дотации. Все рисковые отрасли, к ним отно сится и рыбная промышленность, дотируются из бюджета, как, например, в Канаде и Нор вегии. А наше правительство решило оставить всех без дотаций и вовсе не давать кредитов. Просто не дам —и все. При отсутствии инфля ции и ежемесячного повышения цен это мож но было бы понять, но когда цены поднялись в 10, а то и в 100 раз и сумма кредита осталась на прежнем уровне, то даже при успешной рабо те предприятиям просто не будет хватать массы денег для нормального функционирования, вза иморасчетов между собой. Как результат —все предприятия, при успешной работе, «сели на картотеку», иными словами, стали задолж никами по платежам. А если не платишь денег, не получаешь товар —топливо, тару и т. д. После чего обычно следует остановка предприятия. Немало доводов изложил Г. В. Тишков, ил люстрируя неправильность пути, выбранного правительством. Что же делать? Продолжать бо роться за предприятие, за благосостояние людей, работающих на нем, или плюнуть на все и всех, перейти в частный бизнес и использовать свой ум, связи, энергию ради наживы и личного бла гополучия? Многие талантливые производствен ники все более и более склонялись ко второму пути. Они прекрасно понимали ситуацию и пред лагали правительству ряд мер на переходный пе риод. Во-первых, коренным образом изменить свое отношение к госсектору, хотя бы потому, что правительство является фактическим собствен ником средств производства и должно отвечать за их состояние и рациональное использование. Отвечать, пока не будет действенной приватиза ции госпредприятий, обеспечивающей развитие экономики и насыщение рынка товарами. Во- вторых, при переходе к рыночной экономике неизбежно банкротство и закрытие отдельных предприятий, но это должно носить не обвальный характер, а подконтрольный, более или менее управляемый, поскольку за этим стоят люди, их судьбы. В-третьих, надо разработать программу поддержки и развития ведущих отраслей про мышленности, в первую очередь —пищевой. Что же касается рыбной отрасли, то ей, чтобы сделать качественный скачок в рынок, необходи ма государственная программа, которая должна, кроме защиты от разбазаривания собственно сти и ресурсов морей, предусматривать прямое госфинансирование и привлечение иностранных инвестиций под гарантии Центробанка страны. — Должно состояться и структурное преоб разование отрасли, —доказывал Г. В. Тишков. — На Северном бассейне из АРП «Севрыба», на мой взгляд, следует образовать холдинговую компанию, в которую будут входить все предпри ятия, занимающиеся рыбным бизнесом, неза висимо от форм собственности (но контрольный пакет акций каждой фирмы должен принадле жать холдингу). Это позволит концентрировать финансы для решения проблем, общих для всех компаний или какой-нибудь одной, влияющей на работу всех. Кроме того, обладая большими финансовыми ресурсами, можно будет высту пать гарантом при получении кредитов в ино странных банках для любой фирмы, входящей 383
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz