Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть вторая. Все расхищено, предано, продано... (конец 1980-х - начало 1990-х годов) может, кто-то из ушедших в Канаду ребят руко­ водствовался иными мотивами. Убеждена: боль­ шинство, если не все, пошли в поисках лучшей доли. Да-да, по «сосисочно-джинсовым моти­ вам», как вы это называете. И я не осуждаю их за это. Хотя и не хвалю... Предательство ли этот шаг по отношению к женам, матерям, детям, оставшимся здесь? Думаю, что нет. Все знали прекрасно, что статус беженца даст им право через год вызвать се­ мью туда, в Канаду. Да и семьи-то прекрасно по­ нимают, зачем был сделан этот шаг. Это —более длительная, чем один рейс, разлука. Да и толь­ ко. Родина, Отечество —святые понятия. И все это понимают. И потому отдавали жизнь, за них в огонь и в воду пойдет каждый. Но —в час опас­ ности для Родины, Отечества. Тут же тихо, мирно лезут в карман моряку. Не на танках —на ин­ струкциях. Те, кто посильней, стоят. И возвра­ щаются. На Родину. Те, кто послабей, уходят в сторону. Они —не предатели. Они чуть-чуть по­ слабей сильных. И они вернутся. Но не как «блуд­ ные сыновья».146 На мой взгляд, это был один из лучших газет­ ных материалов Инны Петровны Березюк. «Бизнесмены удачи» Как не было тишины на Тихом океане, так не было покоя и дома, на берегу. Приходя в род­ ной порт, моряки видели, как меняется Мур­ манск, как один за другим в подвалах и полупод­ валах открываются кооперативные магазины, перепрофилируются старые. А руководители чуть повыше рангом что-то там химичат, созда­ вая малые и совместные предприятия. И стре­ мятся как можно быстрее и любой ценой обо­ гатиться (как они говорят: «Куй железо, пока Горбачев»), сколотить начальный, стартовый ка­ питал, чтобы в удобный момент развернуться по-настоящему, во всю ширь молодецкого плеча и набитой мошны. Еще в восьмидесятые годы мы говорили и писали о чувстве хозяина, без ко­ торого нормальной работы не будет, потому что не будет желания трудиться хорошо, с полной от­ дачей. Теперь чувство хозяина и грядущая при­ ватизация стали синонимами. В теоретических рассуждениях все было правильно и красиво: без приватизации собственности в той или иной форме нам не видать как своих ушей среднего имущественного класса, хозяев, могущих по­ мочь всему обществу выбраться из экономиче­ ской трясины, в которую нас загнала админи­ стративно-командная система, не один десяток лет вещающая о том, что все вокруг колхозное, все вокруг мое. И вдруг этот «средний класс» об­ рел свое лицо, которое оказалось так похоже на знакомый облик бывшего партхозаппаратчи- ка, или оскалилось вдруг бандитской рожей. — Как они, кооперативы, задумывались?- спрашивает обозреватель «Рыбного Мурма­ на» по правовым вопросам Зарема Боровая, и тут же восклицает: —Ох уж эти кооперативы! Ох уж эти коммерческие и валютные магазины! Бельмо на глазу у покупателей. Расплодилось их, как тараканов у плохой хозяйки. А толку? За­ думывались они как альтернативные структуры госторговле, общепиту, сервису. Идея была за­ мечательной. Предполагалось, что энергичные молодые кооператоры быстро оденут, обуют и, главное, накормят наш многострадальный народ. Но... Все это замышлялось, а потом реа­ лизовывалось без поправки на наши традиции и неприязнь к любому частному бизнесу, без по­ правки на разруху в стране, бестолковость зако­ нодателей и неумелое руководство экономикой, а кроме того, при возможности откровенного саботажа.147 Далее журналист детально, разложив по по­ лочкам, анализирует сложившуюся ситуацию: — В итоге —никакой альтернативы гостор­ говле не получилось, а есть пустые государствен­ ные магазины и заваленные импортом валют­ ные или коммерческие, где товары продаются по таким баснословным ценам (в том числе и отечественного производства), что простому покупателю незачем туда ходить. Разве что оз­ накомиться с ассортиментом, который еще про­ изводит наша промышленность, и скупают спе­ кулянты, отправляя потом в эти магазины. Кто стоит за этим товарным великолепием? Да все те же торговые монстры, которые имеют доступ к базам, торговым запасам, которые скупают и перепродают товары, что поступают в гостор­ 326

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz