Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 8. На рубеже целесообразность, а нередко и здоровье лю дей-все приносится в жертву пресловутому плану и рабской оплате труда...144 Подобная редакционная оценка далеко неоднозначным событиям, вернее, чрезвычай нымпроисшествиям, связанным с бегством мо ряковза границу, пришлась не по нраву многим. Их позицию «озвучил» бывший моряк и давний автор «Рыбного Мурмана» поэт В. Л. Тимофеев. Слово «предательство» по отношению к невоз вращенцам звучало почти в каждой строке его статьи, опубликованной в «Полярной правде». Предлагал ли Виктор Леонтьевич эту статью нашему еженедельнику, а получив отказ, по шел в «Полярку» —не знаю. Это мало что меня ет-уже настали времена, когда политические страсти настолько овладели обществом, что на правые и «неправые» разделились не только партии и движения, но и газеты. Разделились, забыв о корпоративной солидарности. Главное вдругом. Именно статья Тимофеева послужила толчком к разговору о Родине и о предательстве, который повела на страницах «Рыбного Мурма на» Березюк. Правильнее сказать, не повела, а как боец бросается под пулеметную очередь вражеского дота, так и Инна Петровна броси лась на защиту и наших моряков, и своего пра ва на любовь к Родине. - Ч т о есть для меня лично Родина? —во прошает журналист. —Предсмертное состоя ние в 4 года в блокадном Ленинграде. Детдом с воспитательницами —воровками. Общежитие. Барак. Коммуналка. Убогая «хрущевка» то ли в подвале, то ли выше. Университет —заочно, разрываясь между детьми и учебой: помогать-то некому. Заработок? О, от 80 аж до 400 рублей ныне. Но никогда, ни в юности, ни сейчас не воз никало у меня даже тени намека на идею поки нутьсвою Родину. Горечь, да, горечь. В прошлом году в Бельгии (во время морской командиров ки) ревела, что называется, белугой, не могла никак понять, почему же мы такие обездолен ные? Почему хорошая еда и красивая одежда нам не просто недоступны, мы даже не знаем об их существовании? Да, еще не пухнем с голода. Еще не в рва нье ходим. Но почему, объясните мне, мы долж ны не только смиренно склонять голову перед «временными» (70 лет!) трудностями, но, оказы вается, еще и гордиться этим?!! Оказывается, на все это наплевать, пусть за чертой бедности (красивая фраза, а в переводе —на грани го лодной смерти) треть населения страны, глав ное —Родина, Отечество. Да кто же спорит с этим, я имею в виду святость этих понятий. А то, что Родина давным-давно предала своих детей, —это как? На нашей прекрасной Родине уничтожались миллионы людей —цвет нации, ее духовное и интеллектуальное богатство. На на шей прекрасной земле 70 лет бесстыдно лгали народу, то обещая неимоверно светлое будущее, то призывая молодежь к подвигам (на целине, на БАМе, в Афганистане). Сегодняшние пенси онеры —что дала им Родина взамен десятков лет бесплатного практически труда? Моей, на пример, месячной зарплаты не хватит, чтобы, полностью отказавшись от еды, купить дочери зимние сапоги. Или, выходит, пусть в рваных по ходит, лишь бы Родиной гордилась?145 Дав выход переполнявшим душу эмоциям, Инна Петровна с присущими ей напору и ком петентностью продолжает: — А теперь о моряках. Я знаю их жизнь, хо дила в море, пила с ними ржавую воду, по мне ползли тараканы, как и по ним, шарахалась я от крыс, как и они, маялась из-за отсутствия нор мального питания и сигарет. И писала об этом и об абсурдности множества инструкций, о бес смысленном героизме, которого требуют от мо ряков, и о многом-многом другом. Пусть хоть один человек найдет в этих статьях единствен ное слово неправды! Да, не волоком тащили моряков на флот. Но! Они нанимались на од них условиях оплаты. Получили другие. Что же это «Родина» так непоследовательна? Конечно, Родина тут не при чем. Но уж коли уважаемый В. Л. Тимофеев считает, что моряки бежали не от несправедливой системы, а от Родины... Не буду повторяться о том, как живется морякам в рей се. Те, кто ходит в море, знают. Те, кто не хочет знать, в упор не видит, прикрывшись какими-то измышлениями о духовности и нравственности, тому говорить бессмысленно. Кстати, о духов ности. Голодное брюхо к молитве глухо. Не знаю, 325
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz