Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) как характерные для первого года горбачевской перестройки новинки, так и замшелые журна листские штампы. Возьмем заголовки статей. В советские времена в журналистской братии ходил такой шутливый вопрос: какую подпись можно поставить под снимком полового акта, если этот снимок поместить на газетных стра ницах? И отвечалось: да любой заголовок! И вы знаете, это действительно так, ведь как правило заголовки советских газет отличались «силовой- волевой» направленностью, особенно у матери алов партийной тематики. Не стали исключени ем и статьи о соцсоревновании, объединенные нашим разворотом о договоре 14-ти: «Высокая оценка смежников», «Взаимодействие или про тиводействие?», «Сверх обещанного», «Простои снизились, но...», «Расчеты и просчеты», «О вку сах не спорят?»... Сумели подставить снимок? Подходит? То-то же... Если говорить серьезно, то наряду с общими фразами руководители флотов и предприятий, следуя уже принятой практике говорить не толь ко об успехах, но и о недостатках, обращались с газетных страниц к народу и своим смежникам с вполне конкретными дельными предложения ми. А если при этом журналист, тоже следуя духу времени, брал на себя ответственность оставить лишь конкретику, выбросив пустословие —то по лучалось совсем неплохо. Возьмем для примера лишь одну статью за подписью начальницы управ ления «Севрыбсбыт» О. Соколовой28. Статья эта была поставлена на последнее место в очеред ности выступлений руководителей предприятий- смежников, так как и сам сбыт рыбопродукции тогда занимал соответствующее место. «Отгрузить в срок и досрочно с высоким ка чеством всю рыбопродукцию, предусмотренную планом...» —эту строку из обязательств коллекти ва комментирует начальница, отвечая при этом и на критику со стороны партнеров по соревно ванию. Она пишет, что согласно министерскому приказу свой план-заявку на поставку вагонов в морской рыбный порт «Севрыбсбыт» дает на основании сведений, поступающих от флотов. — Сколько рыбы нам флоты обещают, столь ко вагонов мы и готовим. Кто же виноват, что обещания не сдерживаются? —наивно спра шивает Соколова. И добавляет (сам себя не по хвалишь—кто похвалит?): —Мы, наоборот, по пытались исправить создавшееся положение с нехваткой вагонов в порту, дали дополни тельную заявку в Министерство путей сообще ния. И там нас выручили, хотя такого раньше не практиковалось... А далее —внимание! Опять-таки чисто по- женски Соколова с умыслом или без, но выска зывает весьма крамольную мысль: — Хочется несколько слов сказать о работе смежников, в частности, управления «Севрыб- холодфлот». Прежде чем появились их пресервы (речь идет о пресервах в мелкой расфасовке), мы разослали проспекты в другие города, запро сили области почтограммами, разговаривали с представителями по телефону. И первую пар тию распространили довольно быстро и без про блем. Но когда там покупатели распробовали эту продукцию, то больше заказов не последо вало. Мы не раз обращались с вопросом о каче стве пресервов и в управление флота, и в ВРПО. Не надо переоборудовать плавбазы и менять технологию —смените только заливку. Край наш богат ягодами. Была же раньше чудесная брус ничная заливка! Или не меняйте ничего —но ра ботайте качественно. Я сама не верила своим работникам, что трудно сбывать пресервы в мелкой расфасовке, пока мне не показали рыбу в ароматной заливке. Скажу прямо —она производит не совсем приятное впечатление. Но тем не менее мы сбывали продукцию «Сев- рыбхолодфлота», хотя, конечно, надо идти от вку сов потребителя, а не наоборот.29 Вот вам и женская логика, вот вам и наи вное предложение: начальница, сама того не ве дая, попыталась перевернуть-поставить наше выпестованное годами и вымученное в партко мах соревнование с головы на ноги: в центре- то внимания должен быть человек и его вкусы, а не планы и готовность к трудовому рекор ду. Вот где собака зарыта! А надо ли вообще конструировать-строить хитроумные машины, а потом годами пытаться их запустить в работу на судовых рыбофабриках? А надо ли помполи- ту плавбазы выводить людей на подвахты, что бы вручную засунуть эту самую мойву в «мел 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz