Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть вторая. Все расхищено, предано, продано... (конец 1980-х - начало 1990-х годов) и мы в том числе. Но все же сумели на милли­ он рублей заключить хозяйственные договоры с промышленностью на научные исследования. В основном это касается повышения надежно­ сти судовых энергетических установок, новых технологий обработки рыбы, различных эконо­ мических проблем. Несмотря на меры, которые предпринимает училище для обновления своей материальной базы, острой остается проблема оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Из- за того, что зарплата «не поспевает» за ростом цен, мы рискуем потерять наиболее талантливых молодых ученых. Социальную справедливость в оплате труда должно обеспечивать правитель­ ство, так как высшие учебные заведения финан­ сируются их госбюджета Союза. Но пока что ре­ альное положение дел говорит об обратном.104 Тралфлот не подведет? О Мурманском ордена Октябрьской револю­ ции траловом флоте, как старейшем и крупней­ шем флоте Севера, разговор особый. И первый номер нового, 1991-го года, «Рыбный Мурман» открывал беседой с начальником тралфлота Георгием Васильевичем Тишковым. Минувший год рыбаки закончили успешно, выловив 25 ты­ сяч тонн рыбы, выпустив около 24-х тысяч тонн пищевой продукции. — За счет чего добились успеха? —переспра­ шивает корреспондента газеты Тишков. —Есть такая старая формулировка: расстановка су­ дов на промысле. Мы тщательно все продума­ ли, просчитали, и наши суда были в тех районах и в то время, где и когда ловилась рыба. Хорошо работали экипажи в зоне Фарер, в норвежской зоне. Ориентир был взят на разделку, на выпуск филе. За счет собственных средств мы закончи­ ли модернизацию судов. Установили на трауле­ рах типа «Моонзунд» по две баадеровские линии, и по одной на восьми СТМах. И если раньше мо­ ряки говорили, что больше двух тонн филе в сут­ ки не сделать, то сейчас они спокойно выпуска­ ют по 12 тонн, а на «Моонзундах» порой и по 25. Вводим на флоте контрактную систему. Я посмотрел в США: контракт подписывает­ ся на три месяца. Работа по 16 часов в сутки. Причем интенсивность труда намного выше, чем у нас. Правда, там нет проблем с сырьем. И оплата за такой труд хорошая —до трех тысяч долларов в месяц. Но —16 часов. У нас же глав­ ное—как бы не переработать, чуть что-вот здесь параграф, а вот здесь мне доплачивай. Я считаю, что мужчина идет в море деньги зарабатывать, рыбу давать, а не жаловаться на трудности. На Западе и речи нет о том, что коли нанялся, должен работать, не нарушая дисциплину и прочее. А у нас все это надо оговаривать. Поскольку начальник всегда не­ прав, в любой инстанции. Скажем, прогулял человек месяц, его выгонять надо, а профсоюз: «Нет, —говорит, —он хороший, у него дети, надо оставить, пусть исправится». Разбаловались мы. Потому и к рынку относимся со страхом. Ведь посмотрите, сейчас великая проблема найти деловых людей с предпринимательской жилкой, которые могли бы по-настоящему организовать дело.105 Отвечая на вопросы, Георгий Васильевич как всегда собран, спокоен, деловит. И не да­ вит своим авторитетом, не навязывает прави­ ла игры. Он крайне внимателен к собеседнику, пытается понять, уловить смысл или подтекст в словах даже не совсем компетентного для бе­ седы с начальником флота журналиста. Можно было только позавидовать умению Тишкова от­ крыто отвечать на любые вопросы и при этом оставаться дипломатом, крайне корректным в выражениях. Такое качество не выработа­ ешь никакими уловками и уроками, оно про­ является естественно у каждого культурного и привыкшего говорить правду человека. Не­ зависимого и отвечающего за свои слова. — Самое плохое, что мы сейчас работаем в полном тумане, —рассказывает флотоводец.- Не знаем, какими будут оптовые цены. Если они останутся прежними да если нас лишат валюты, придется промысел в Тихом океане сворачи­ вать и переводить суда поближе к дому. Конеч­ но, наш флот чисто добывающий, без береговой инфраструктуры несем огромные эксплуатаци­ онные расходы. И, казалось бы, самое лучшее переходить на автономные рейсы в ближайшие 304

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz