Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть вторая. Все расхищено, предано, продано... (конец 1980-х - начало 1990-х годов) и мы в том числе. Но все же сумели на милли он рублей заключить хозяйственные договоры с промышленностью на научные исследования. В основном это касается повышения надежно сти судовых энергетических установок, новых технологий обработки рыбы, различных эконо мических проблем. Несмотря на меры, которые предпринимает училище для обновления своей материальной базы, острой остается проблема оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Из- за того, что зарплата «не поспевает» за ростом цен, мы рискуем потерять наиболее талантливых молодых ученых. Социальную справедливость в оплате труда должно обеспечивать правитель ство, так как высшие учебные заведения финан сируются их госбюджета Союза. Но пока что ре альное положение дел говорит об обратном.104 Тралфлот не подведет? О Мурманском ордена Октябрьской револю ции траловом флоте, как старейшем и крупней шем флоте Севера, разговор особый. И первый номер нового, 1991-го года, «Рыбный Мурман» открывал беседой с начальником тралфлота Георгием Васильевичем Тишковым. Минувший год рыбаки закончили успешно, выловив 25 ты сяч тонн рыбы, выпустив около 24-х тысяч тонн пищевой продукции. — За счет чего добились успеха? —переспра шивает корреспондента газеты Тишков. —Есть такая старая формулировка: расстановка су дов на промысле. Мы тщательно все продума ли, просчитали, и наши суда были в тех районах и в то время, где и когда ловилась рыба. Хорошо работали экипажи в зоне Фарер, в норвежской зоне. Ориентир был взят на разделку, на выпуск филе. За счет собственных средств мы закончи ли модернизацию судов. Установили на трауле рах типа «Моонзунд» по две баадеровские линии, и по одной на восьми СТМах. И если раньше мо ряки говорили, что больше двух тонн филе в сут ки не сделать, то сейчас они спокойно выпуска ют по 12 тонн, а на «Моонзундах» порой и по 25. Вводим на флоте контрактную систему. Я посмотрел в США: контракт подписывает ся на три месяца. Работа по 16 часов в сутки. Причем интенсивность труда намного выше, чем у нас. Правда, там нет проблем с сырьем. И оплата за такой труд хорошая —до трех тысяч долларов в месяц. Но —16 часов. У нас же глав ное—как бы не переработать, чуть что-вот здесь параграф, а вот здесь мне доплачивай. Я считаю, что мужчина идет в море деньги зарабатывать, рыбу давать, а не жаловаться на трудности. На Западе и речи нет о том, что коли нанялся, должен работать, не нарушая дисциплину и прочее. А у нас все это надо оговаривать. Поскольку начальник всегда не прав, в любой инстанции. Скажем, прогулял человек месяц, его выгонять надо, а профсоюз: «Нет, —говорит, —он хороший, у него дети, надо оставить, пусть исправится». Разбаловались мы. Потому и к рынку относимся со страхом. Ведь посмотрите, сейчас великая проблема найти деловых людей с предпринимательской жилкой, которые могли бы по-настоящему организовать дело.105 Отвечая на вопросы, Георгий Васильевич как всегда собран, спокоен, деловит. И не да вит своим авторитетом, не навязывает прави ла игры. Он крайне внимателен к собеседнику, пытается понять, уловить смысл или подтекст в словах даже не совсем компетентного для бе седы с начальником флота журналиста. Можно было только позавидовать умению Тишкова от крыто отвечать на любые вопросы и при этом оставаться дипломатом, крайне корректным в выражениях. Такое качество не выработа ешь никакими уловками и уроками, оно про является естественно у каждого культурного и привыкшего говорить правду человека. Не зависимого и отвечающего за свои слова. — Самое плохое, что мы сейчас работаем в полном тумане, —рассказывает флотоводец.- Не знаем, какими будут оптовые цены. Если они останутся прежними да если нас лишат валюты, придется промысел в Тихом океане сворачи вать и переводить суда поближе к дому. Конеч но, наш флот чисто добывающий, без береговой инфраструктуры несем огромные эксплуатаци онные расходы. И, казалось бы, самое лучшее переходить на автономные рейсы в ближайшие 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz