Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть вторая. Все расхищено, предано, продано... (конец 1980-х — начало 1990-х годов) Мы начали эксперимент по подготовке спе циалистов для промысловых флотов, отвечаю щих требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня. С начала следующего учебного года будет осуществляться набор абитуриентов на три не зависимые ступени. Первая —на базе 9 клас сов, с получением диплома рядового морской специальности, вторая ступень —на базе от служивших в армии и окончивших среднюю школу, с присвоением квалификации техника соответствующей специальности, и третья сту пень—по направлению с флотских организа ций, с вручением диплома младшего инженера. Флотам трудно определиться, сколько и какие конкретно специалисты им понадобятся через 4—6 лет (таковы сроки обучения в ММУ и МВИМУ), они не могут спрогнозировать ситуацию хотя бы на один наш набор вперед. Надеюсь, что ступенчатый цикл обучения позволит нам управ лять процессом подготовки флотских кадров.100 Эксперимент, конечно же, хорошо. Но ведь сам по себе он основных проблем для мореход ки не решает. Так как же руководитель собирает ся выживать в условиях рынка, когда образова ние бросают в один котел с производственными предприятиями, спрашивая при этом: выживи те? И Константинов со всей прямотой отвечает на этот вопрос: — Нет, никогда мы не выживем при таком подходе к среднему специальному образова нию. Ни в одной стране такого нет, чтобы обра зование зависело от промысловой обстановки. И все разговоры о том, чтобы самим зарабаты вать необходимые средства для развития кол леджа—пустая трата времени. Мы не сможем заработать столько средств, сколько нам необ ходимо, во-первых. И, во-вторых, прежде всего у нас должна голова болеть о качестве обра зования, о том, как подготовить специалиста, нужного для флота, а не о том, как заработать средства на существование. Должен быть го сударственный, централизованный источник финансирования. Другое дело —зарабатывать дополнительные средства, которые можно на править на развитие базы, стимулирование со трудников, курсантов колледжа и другие цели. А сегодня пока приходится ходить с протянутой рукой или накручивать диск телефона, выпраши вая нужную сумму из месяца в месяц, из квар тала в квартал. Из-за финансовой нищеты не на ходим пока взаимопонимания и по развитию учебно-производственной базы. Руководство АРП «Севрыба» не может решить, кто будет не сти затраты на проведение практики курсантов. А кто-нибудь когда-нибудь подсчитал, сколько денег мы потеряли из-за оторванных тралов, не- доловленной рыбы, аварий по причине недоста точной практической подготовленности специ алистов? Нет, конечно. Да и зачем? За прямые затраты есть кому отвечать, а за эти, косвен ные, —ответственности нет. Море все спишет, хотя эти потери на порядок выше. Ведь кадры решают все.101 Вот такой была позиция начальника Мурман ского морского колледжа. Что ж, Константинов вполне реально видел перспективу и не строил воздушных замков. Кстати, положение, в кото рое попало мореходка, во многом схожа с си туацией, которую мы пытались разрешить в ре дакции «Рыбного Мурмана», борясь за право на существование газеты. Как говорится, по пались на свой же крючок —агитировали за но вые, рыночные отношения, в конечном же ито ге оказались на мели. Но об том разговор еще впереди. А сейчас послушаем ректора МВИМУ А. П. Гальянова,102 вспомним, как он пытался обеспечить стабильную работу вуза. — Ситуация, конечно, не из легких. Хотя 1 ян варя этого года мы снова перешли на финанси рование из госбюджета, борьба между центром и республиками сильно влияет на благополу чие вузовского коллектива, —сетует Александр Павлович. —Каждый день ждешь, что денеж ные поступления прекратятся. Для того, чтобы сохранить учебную базу на современном уров не, теперь самим приходится искать дополни тельные источники финансирования. Принято решение об открытии в училище малого пред приятия, которое будет заниматься выпуском деликатесной рыбной продукции. Производство кулинарных и копченых изделий будет осущест вляться специалистами и курсантами согласно новым технологиям, разработанным кафедрой технологии рыбных продуктов. Думаю, что на 302
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz