Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть вторая. Все расхищено, предано, продано... (конец 1980-х — начало 1990-х годов) Мы начали эксперимент по подготовке спе­ циалистов для промысловых флотов, отвечаю­ щих требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня. С начала следующего учебного года будет осуществляться набор абитуриентов на три не­ зависимые ступени. Первая —на базе 9 клас­ сов, с получением диплома рядового морской специальности, вторая ступень —на базе от­ служивших в армии и окончивших среднюю школу, с присвоением квалификации техника соответствующей специальности, и третья сту­ пень—по направлению с флотских организа­ ций, с вручением диплома младшего инженера. Флотам трудно определиться, сколько и какие конкретно специалисты им понадобятся через 4—6 лет (таковы сроки обучения в ММУ и МВИМУ), они не могут спрогнозировать ситуацию хотя бы на один наш набор вперед. Надеюсь, что ступенчатый цикл обучения позволит нам управ­ лять процессом подготовки флотских кадров.100 Эксперимент, конечно же, хорошо. Но ведь сам по себе он основных проблем для мореход­ ки не решает. Так как же руководитель собирает­ ся выживать в условиях рынка, когда образова­ ние бросают в один котел с производственными предприятиями, спрашивая при этом: выживи­ те? И Константинов со всей прямотой отвечает на этот вопрос: — Нет, никогда мы не выживем при таком подходе к среднему специальному образова­ нию. Ни в одной стране такого нет, чтобы обра­ зование зависело от промысловой обстановки. И все разговоры о том, чтобы самим зарабаты­ вать необходимые средства для развития кол­ леджа—пустая трата времени. Мы не сможем заработать столько средств, сколько нам необ­ ходимо, во-первых. И, во-вторых, прежде всего у нас должна голова болеть о качестве обра­ зования, о том, как подготовить специалиста, нужного для флота, а не о том, как заработать средства на существование. Должен быть го­ сударственный, централизованный источник финансирования. Другое дело —зарабатывать дополнительные средства, которые можно на­ править на развитие базы, стимулирование со­ трудников, курсантов колледжа и другие цели. А сегодня пока приходится ходить с протянутой рукой или накручивать диск телефона, выпраши­ вая нужную сумму из месяца в месяц, из квар­ тала в квартал. Из-за финансовой нищеты не на­ ходим пока взаимопонимания и по развитию учебно-производственной базы. Руководство АРП «Севрыба» не может решить, кто будет не­ сти затраты на проведение практики курсантов. А кто-нибудь когда-нибудь подсчитал, сколько денег мы потеряли из-за оторванных тралов, не- доловленной рыбы, аварий по причине недоста­ точной практической подготовленности специ­ алистов? Нет, конечно. Да и зачем? За прямые затраты есть кому отвечать, а за эти, косвен­ ные, —ответственности нет. Море все спишет, хотя эти потери на порядок выше. Ведь кадры решают все.101 Вот такой была позиция начальника Мурман­ ского морского колледжа. Что ж, Константинов вполне реально видел перспективу и не строил воздушных замков. Кстати, положение, в кото­ рое попало мореходка, во многом схожа с си­ туацией, которую мы пытались разрешить в ре­ дакции «Рыбного Мурмана», борясь за право на существование газеты. Как говорится, по­ пались на свой же крючок —агитировали за но­ вые, рыночные отношения, в конечном же ито­ ге оказались на мели. Но об том разговор еще впереди. А сейчас послушаем ректора МВИМУ А. П. Гальянова,102 вспомним, как он пытался обеспечить стабильную работу вуза. — Ситуация, конечно, не из легких. Хотя 1 ян­ варя этого года мы снова перешли на финанси­ рование из госбюджета, борьба между центром и республиками сильно влияет на благополу­ чие вузовского коллектива, —сетует Александр Павлович. —Каждый день ждешь, что денеж­ ные поступления прекратятся. Для того, чтобы сохранить учебную базу на современном уров­ не, теперь самим приходится искать дополни­ тельные источники финансирования. Принято решение об открытии в училище малого пред­ приятия, которое будет заниматься выпуском деликатесной рыбной продукции. Производство кулинарных и копченых изделий будет осущест­ вляться специалистами и курсантами согласно новым технологиям, разработанным кафедрой технологии рыбных продуктов. Думаю, что на­ 302

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz