Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 6. «Выживем? Не выживем?» мастера. Сгоняют на судно рабочих всех спе­ циальностей сразу, переплетаются на палубах тысячи кабелей и шлангов (не говорю уж об их состоянии), выполняются нестыкованные ра­ боты, очень опасные по технике безопасности. Получается так называемая «братская могила». В этом вопросе нужно навести порядок, а ре­ монт судна начинать сразу после дефектации, не рассчитывая на авральные работы за два по­ следних месяца. К. Я. Королева, инженер-конструктор ОГК: - Потоки были созданы с хорошей мыслью, но плохо подготовлены организационно. («Хо­ тели сделать лучше, а получилось —как всег­ да», —произнесет через несколько лет свою крылатую фразу В. Черномырдин.) Положение о потоках, мягко говоря, составлено было не­ квалифицированно. И в результате получилось так, что судоремонтники, работающие в потоках и прекрасно сознающие, что получают не со­ всем за то, что ими заработано (так как рабо­ тали не полный рабочий день), тем не менее деньги эти получали. Происходит это потому, что, к сожалению, нас так воспитали. Мы чаще смо­ трим не на тех, кто лучше работает, а на тех, кто работает меньше, заявляя при этом: «Он мало работает, зато получает столько же. Так зачем же я буду вламывать как лошадь?» Думается, что это в данном случае живое слово рабочих как никакая другая статья послу­ жило ответом на претензии гендиректора к на­ чальнику флота. Конечно, подбор цитат из высту­ плений или писем читателей всегда субъективен. Нотакова уж участь журналиста: что бы ни писал или о чем бы не писал —всегда кого-нибудь чем- нибудь да обидишь... Мореходки: поиск источников финансирования В 1991-м все уже понимали, что переход крыночной экономике сложен и трудоемок. Что пути, подходы, методы и способы достижения по­ ставленной цели у руководителей как союзного, так и республиканского ранга противоречивы, амбициозны и зачастую не имеют логического завершения. Рынок во всей своей красе еще не предстал перед советским человеком, еще не показал всех своих гримас. Руководители предприятий и так и сяк примеривали на себя рыночные отношения, пытались «вписаться» в будущие экономические связи. Думалось, что для этого будут еще отпущены год-два и москов­ ские власти возьмутся наконец-то за ум, спустят в регионы циркуляры и ценные указания, где уч­ тут и предусмотрят, подскажут и направят... Воз­ никал вопрос: а есть ли кадры, которые знают, что такое рынок, маркетинг, логистика, финансо­ вая система рыночного типа и другие составля­ ющие, без которых рынок превращается в не­ управляемый хаос, базар? Таких кадров у нас не было по той простой причине, что для их под­ готовки не было ни времени, ни необходимых производственно-экономических и социальных условий. На научную практику капитализма со­ ветская философия смотрела как баран на но­ вые ворота и в лучшем случае принимала клас­ сическую позу умолчания, в худшем —поливала грязью инакомыслящих... Впрочем, это я уже начинаю цитировать статью начальника Мур­ манского морского колледжа им. И. И. Меся- цева Юрия Константинова. Предоставим ему слово. — Сегодня среднее специальное образова­ ние оказалось перед фактом выживания в ус­ ловиях грядущей экономики. А точнее сказать, брошено на произвол судьбы, —пишет началь­ ник средней мореходки. —Министерство реша­ ет свои задачи, пытаясь себя сохранить. «Сев- рыба» не слезает с картотеки и отмахивается от тебя, как от назойливой мухи. Местные вла­ сти вообще не владеют ситуацией и пытались даже вынести вопрос об упразднении колледжа на рассмотрение сессии... Да, двум прославлен­ ным мореходкам в том качестве, как они нын­ че есть, стало тесно на Кольской земле. Анализ показывает: рыбная отрасль держится на вы­ пускниках средних мореходных училищ. Имен­ но техники составляют основную часть (70%) комсостава промысловых флотов отрасли, не­ смотря на то, что вузы выпускают в 1,5—2 раза больше морских специалистов, затрачивая на это в 2—2,5 раза больше средств, чем сред­ ние учебные заведения. 301

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz