Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) в рейс лишь на холостом ходу, без нагрузки, была «прокручёна» рыбофабрика. Моряки пре красно понимали, что на промысле неполадки неизбежны. Но путина началась, сроки выш ли —и ремонтные ведомости были подписаны. Дальнейший ход событий можно проследить по кратким сообщениям капитана-директора ПР «Советск» на промысловых радиосоветах. 16 сентября (утро). «Приняли первую рыбу, приступили к морозке. Обнаружены неисправ ности в оборудовании. Прошу помощи находя щейся в районе лова ремонтной бригады». 16 сентября (вечер). «Рефрижераторные ли нии в стадии настройки». 17 сентября. «Постоянные поломки, рыба не нужна». 18 сентября. «Продолжаем ремонтные рабо ты». (—Чем здесь топливо зря жечь, пусть лучше идет в порт ремонтироваться, —реплика руко водителя промрайона. С 19-го числа «Советску» было дано добро не участвовать в промысловых радиосоветах. Все эти дни на борту находилась специальная ремонтная бригада, призванная обслуживать все суда группы, и доставленная с берега бригада завода «Севреммаш»), 28 сентября (утро). «Оба борта готовы к ра боте. Требуется рыба для обкатки оборудования». 28 сентября (день). «Морозка идет крайне плохо». 28 сентября (вечер). «Сырья не надо —ре монт рефрижераторных линий...» Поначалу бодрый, полный надежд голос мо лодого капитана ПР «Советск» В. А. Унукайнена становился все менее уверенным, а под конец месяца где-то обиженно-извиняющимся. «Пяти лет жизни ему будет стоить этот рейс, —заверил меня капитан-директор плавбазы «Рыбный Мур- ман» Н. М. Борисенко. —Самое страшное, когда людей нечем занять на промысле. О каком на строе на работу можно говорить после двухне дельного «отдыха» на путине не по своей вине?» А вот мнение группового механика техноло гического оборудования управления «Севрыб- холодфлот» А. Е. Казеева, который находился на «Советске» с первого дня рейса: — Вообще-то, комиссии надо предъявлять рыбофабрику для проверки ее готовности за трое суток до выхода в море. В суматохе было не до этого. Думали, что во время перехода на строим оборудование. Ан нет. В то же время до ставленные на промысел в авральном порядке специалисты завода «Севреммаш» не считают себя виновными. Мол, все основные недодел ки на совести рабочих судоверфи, их же техно логическое оборудование было испорчено уже самими моряками в процессе эксплуатации. На свою беду, в первый день промысла мы все же сумели заморозить 27 тонн мойвы... Как видим, в данном случае виновных днем с огнем не найдешь. Но от этого рыбакам не лег че. Этак можно впопыхах подписать ремонтные ведомости, не проверив, а на месте ли у судна главный двигатель... •к -к "к У морского экипажа должен быть опреде ленный запас прочности. Запас этот не предус мотрен служебными обязанностями, не распи сан в судовых ролях. Только неодушевленные механизмы имеют его в своих технических ха рактеристиках. У человека же запас прочности накапливается постепенно и проявляется в экс тремальных условиях. Как случилось, например, на плавбазе «Сергей Василисин». В начале путины здесь «полетел» вал моро зильной линии. (Для специалистов назову его полностью: вертикальный вал червячного редук тора привода морозильной камеры левого бор та). На берегу для его восстановления требуется недели две. Морякам же на промысле хватило... 54-х часов. Рекордные сроки! Чтобы не испор тить находящуюся в камере рыбу и не терять времени на оттайку, работы проводились при минусовой температуре. Надо было разобрать 800-килограммовый редуктор, выточить новый вал, собрать его. И это было сделано силами экипажа под руководством главного механи ка Александра Ивановича Данилюка, который как надел робу в начале рейса, так и не подни мался из машинного отделения. Поломки сле довали одна за другой, и капитан А. И. Улатов каждый раз вместо «доброе утро» спрашивал «деда»: —Ну что еще случилось, Иваныч? Плавбаза «Сергей Василисин» давно требо вала капитального ремонта. Однажды дошло 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz