Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) в рейс лишь на холостом ходу, без нагрузки, была «прокручёна» рыбофабрика. Моряки пре­ красно понимали, что на промысле неполадки неизбежны. Но путина началась, сроки выш­ ли —и ремонтные ведомости были подписаны. Дальнейший ход событий можно проследить по кратким сообщениям капитана-директора ПР «Советск» на промысловых радиосоветах. 16 сентября (утро). «Приняли первую рыбу, приступили к морозке. Обнаружены неисправ­ ности в оборудовании. Прошу помощи находя­ щейся в районе лова ремонтной бригады». 16 сентября (вечер). «Рефрижераторные ли­ нии в стадии настройки». 17 сентября. «Постоянные поломки, рыба не нужна». 18 сентября. «Продолжаем ремонтные рабо­ ты». (—Чем здесь топливо зря жечь, пусть лучше идет в порт ремонтироваться, —реплика руко­ водителя промрайона. С 19-го числа «Советску» было дано добро не участвовать в промысловых радиосоветах. Все эти дни на борту находилась специальная ремонтная бригада, призванная обслуживать все суда группы, и доставленная с берега бригада завода «Севреммаш»), 28 сентября (утро). «Оба борта готовы к ра­ боте. Требуется рыба для обкатки оборудования». 28 сентября (день). «Морозка идет крайне плохо». 28 сентября (вечер). «Сырья не надо —ре­ монт рефрижераторных линий...» Поначалу бодрый, полный надежд голос мо­ лодого капитана ПР «Советск» В. А. Унукайнена становился все менее уверенным, а под конец месяца где-то обиженно-извиняющимся. «Пяти лет жизни ему будет стоить этот рейс, —заверил меня капитан-директор плавбазы «Рыбный Мур- ман» Н. М. Борисенко. —Самое страшное, когда людей нечем занять на промысле. О каком на­ строе на работу можно говорить после двухне­ дельного «отдыха» на путине не по своей вине?» А вот мнение группового механика техноло­ гического оборудования управления «Севрыб- холодфлот» А. Е. Казеева, который находился на «Советске» с первого дня рейса: — Вообще-то, комиссии надо предъявлять рыбофабрику для проверки ее готовности за трое суток до выхода в море. В суматохе было не до этого. Думали, что во время перехода на­ строим оборудование. Ан нет. В то же время до­ ставленные на промысел в авральном порядке специалисты завода «Севреммаш» не считают себя виновными. Мол, все основные недодел­ ки на совести рабочих судоверфи, их же техно­ логическое оборудование было испорчено уже самими моряками в процессе эксплуатации. На свою беду, в первый день промысла мы все же сумели заморозить 27 тонн мойвы... Как видим, в данном случае виновных днем с огнем не найдешь. Но от этого рыбакам не лег­ че. Этак можно впопыхах подписать ремонтные ведомости, не проверив, а на месте ли у судна главный двигатель... •к -к "к У морского экипажа должен быть опреде­ ленный запас прочности. Запас этот не предус­ мотрен служебными обязанностями, не распи­ сан в судовых ролях. Только неодушевленные механизмы имеют его в своих технических ха­ рактеристиках. У человека же запас прочности накапливается постепенно и проявляется в экс­ тремальных условиях. Как случилось, например, на плавбазе «Сергей Василисин». В начале путины здесь «полетел» вал моро­ зильной линии. (Для специалистов назову его полностью: вертикальный вал червячного редук­ тора привода морозильной камеры левого бор­ та). На берегу для его восстановления требуется недели две. Морякам же на промысле хватило... 54-х часов. Рекордные сроки! Чтобы не испор­ тить находящуюся в камере рыбу и не терять времени на оттайку, работы проводились при минусовой температуре. Надо было разобрать 800-килограммовый редуктор, выточить новый вал, собрать его. И это было сделано силами экипажа под руководством главного механи­ ка Александра Ивановича Данилюка, который как надел робу в начале рейса, так и не подни­ мался из машинного отделения. Поломки сле­ довали одна за другой, и капитан А. И. Улатов каждый раз вместо «доброе утро» спрашивал «деда»: —Ну что еще случилось, Иваныч? Плавбаза «Сергей Василисин» давно требо­ вала капитального ремонта. Однажды дошло 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz