Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть вторая. Все расхищено, предано, продано... (конец 1980-х — начало 1990-х годов) на очередном заседании исполкома разразиться критикой, мол, рыбокомбинат не обеспечивает город кулинарией. Проще, да толку-то...89 «Севрыбхолодфлот»: где взять валюту? «Мне выпало стать начальником «Севрыбхо­ лодфлота», пожалуй, в самое тяжелое и непро­ стое время. Но самое интересное —я никогда не жалел об этом. Это, в сущности, очень инте­ ресное время многому меня научило. Порой я думаю, что, если бы мне достался флот тогда, ког­ да им руководил, скажем, Владимир Павлович Журавлев90, когда рыбы было немерено, когда флот обновлялся по плану, когда не было затруд­ нений с деньгами, —я не стал бы таким, каким стал сейчас. Тогда не нужно было ломать голову ни о чем. Ни о том, как достать деньги? Или где взять рыбу? Или где отремонтировать пароходы, как организовать производство? Не нужно было ежедневно решать очень тяжелые задачи и ощу­ щать при этом над собой висящий на волоске меч возможного банкротства...» Вышеприведенная цитата взята из книги91 А. Ф. Леванова, который стал руководить «Сев- рыбхолодфлотом» в это переломное для страны время. В 1991-м году ситуация на флоте сложи­ лась так, что вполне серьезно пришлось заду­ маться о выживании флота. Именно о выжива­ нии, а не о процветании. Трудностей и на берегу, и в море хватало с избытком. Объективных, если говорить о повышении цен и отсутствия тары и топлива, и субъективных, зависящих от отно­ шения к холодфлоту руководителей других про­ изводств, которые привыкли считать его лишь вспомогательной структурой. — «Севрыбхолодфлот» всю жизнь был само­ стоятельным, со своим планом, производствен­ ной программой,—делится обидой первый за­ меститель начальника флота Н. Н. Старченко, много лет проработавший капитаном-директо- ром плавбаз. —Мы —генеральный перевозчик. А не «подкинь-подбрось». Непонимание этого осложняет жизнь и нам, и другим флотам. Надо отходить от такого стереотипа мышления, видеть в нас не просто перевозчиков, не конкурентов, Н. Н. Старченко а деловых партнеров. Пока этого нет. А мы хотим работать честно и иметь четкие, честные взаи­ моотношения со всеми. И иметь определенную оплату нашего труда. Нужна валюта. Нужна про­ дукция для обменных операций. Многое нужно. А главное —необходимо взаимопонимание между флотами.92 О валюте на эксплуатационные флотские нужды разговор особый. Впрочем, и под произ­ водственную программу нужны были доллары: плавбазы работали в зоне иностранных госу­ дарств, и за сырье надо было платить. Обо всем этом на страницах «Рыбного Мурмана» расска­ зал начальник флота: — Мы каждый год арендовали у других паро- ходств несколько танкеров, оплачивая аренду в рублях. Теперь там требуют валюту. Аэрофлот стал осуществлять перевозки лишь за конверти­ руемую валюту. А ремонт судов? В Союзе сейчас капремонт практически невозможен, а заграни­ цей —опять валюта, —перечисляет Альберт Фи­ липпович Леванов. —Где ее брать? Из кармана моряков? Наверное, все-таки зарабатывать, хотя это весьма непросто. Скажем, за ремонт судов мы рассчитываемся фрахтом, а это бьет по нашим промысловым флотам: у них ведь от­ рываем транспорты. Жизнь с каждым днем все сложней: налоговая инспекция предполагает брать налоги со стивидорских денег моряков, со средств, заработанных моряками на чистке танков, даже с той валюты, которую опытные 296

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz