Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть вторая. Все расхищено, предано, продано... (конец 1980-х — начало 1990-х годов) общая экономика, в свою очередь, будет зави сеть от реализации решений каждым членом общего дела. Между этими процессами не долж но и не может быть конкуренции, ибо она не совместима с исполняемыми задачами так же, как не может быть конкуренции между машино строительным заводом и поставщиком комплек тующих деталей. Вот почему так велико желание и стремление добывающих флотов захватить под управление все необходимые процессы. И далее Сторожев, провозгласив мушкетер ский девиз «Один за всех и все за одного!», пред лагает свой вариант дележа средств производ ства Северного бассейна: — Думаю, что можно пойти на разукрупнение и распределение между основными добываю щими флотами предприятий, обеспечивающих процессы, —науки, поиска, транспортировки, обработки, сбыта. В таком случае возникнут, как минимум, три предприятия, объединяющие в себе основные процессы, и исчезнут (условно) «Севрыбпоиск», «Севрыбхолодфлот», «Севрыб- сбыт», рыбокомбинаты, рыбный порт. Все поде лим и организуем. Настала пора подумать как, где, в каких масштабах стоит применять эконо мические или управленческие методы руковод ства промышленными предприятиями, чтобы не оказаться в будущем в проигрыше всем.77 Для самого Геннадия Анисимовича «управ ленческие методы руководства» обернулись тем, что его внезапно вызвали в Москву, в Минрыб- хоз, и вручили приказ о передаче шести науч- но-исследовательских судов «Севрыбпоиска» на баланс ПИНРО. А еще в приказе говорилось о том, что на совете директоров «Севрыбы» сле дует решить вопрос о передаче ПИНРО и девяти промысловых траулеров. Любопытно, что при каз этот был издан 20 ноября, а само союзное министерство было ликвидировано 15 ноября 1991-го года. Что за спешка и запоздалое же лание развалить промразведку и облагодетель ствовать отраслевой институт? Очевидно, прав был главный инженер В. А. Дацина, заявив: — Если раньше нам флоты перечисляли 14 миллионов рублей, то теперь ни копейки. Но предприятие живет, и неплохо. В 1989 году мы предлагали ПИНРО объединиться. Отказа лись, потому что институт финансировало ми нистерство. А в этом году ему тяжело. Чтобы сохранить коллектив ПИНРО, «Севрыба» переда ла институту 8 миллионов рублей —жилищный фонд. 30 сентября эти деньги следовало вернуть. Но флоты не хотят заключать договора с ПИНРО. Вот и найден «выход».78 — Если бы институт забирал только науч- но-исследовательские суда, мы не возража ли бы, —отвечает на вопросы корреспонден та «Рыбного Мурмана» Г. А. Сторожев. —Но не вижу смысла в передаче промысловых судов. Для их эксплуатации придется создавать служ бы мореплавания, снабжения, ремонта и т.д., то есть увеличивать штат еще человек на две сти. Вот и получится, что институт значительно «подорожает» для флотов. Остаточная стоимость наших судов —свыше 49 миллионов рублей. На зарплату морякам нужно ориентировочно 55 миллионов рублей. В этом году на ремонт «переходящих» траулеров потребуется 15 милли онов рублей и около миллиона долларов. То есть расходы огромные. Где же брать средства? (Ох, и лукавит здесь флотоводец, будто не зна ет, что траулеры для того и хотят отдать институту, чтобы на заработанные ими деньги была воз можность содержать научно-исследовательские суда. «Лапшу» о затратах можно вешать на уши журналисту какой-нибудь другой газеты, а наша Инна Березюк все, конечно же, прекрасно по нимает и только как воспитанный человек не сколько смягчает следующий вопрос.) — А может, во имя Науки, интересов бассей на это все делается? — Возможно. Но почему весь груз ложится только на нас? О науке должны заботиться все флоты. И я очень сомневаюсь, что наш коллек тив на конференции поставит интересы Науки выше интересов самого коллектива «Севрыбпо иска», захочет стать структурным подразделени ем института. — С точки зрения рыночной экономики, сле дует самоликвидироваться обанкротившемуся, неимущему предприятию? — Конечно. Но мы-то живем в достатке. За купаем технику. Ремонтируем суда, наши моря ки получают примерно на 10 процентов больше 292
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz