Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть вторая. Все расхищено, предано, продано... (конец 1980-х — начало 1990-х годов) общая экономика, в свою очередь, будет зави­ сеть от реализации решений каждым членом общего дела. Между этими процессами не долж­ но и не может быть конкуренции, ибо она не­ совместима с исполняемыми задачами так же, как не может быть конкуренции между машино­ строительным заводом и поставщиком комплек­ тующих деталей. Вот почему так велико желание и стремление добывающих флотов захватить под управление все необходимые процессы. И далее Сторожев, провозгласив мушкетер­ ский девиз «Один за всех и все за одного!», пред­ лагает свой вариант дележа средств производ­ ства Северного бассейна: — Думаю, что можно пойти на разукрупнение и распределение между основными добываю­ щими флотами предприятий, обеспечивающих процессы, —науки, поиска, транспортировки, обработки, сбыта. В таком случае возникнут, как минимум, три предприятия, объединяющие в себе основные процессы, и исчезнут (условно) «Севрыбпоиск», «Севрыбхолодфлот», «Севрыб- сбыт», рыбокомбинаты, рыбный порт. Все поде­ лим и организуем. Настала пора подумать как, где, в каких масштабах стоит применять эконо­ мические или управленческие методы руковод­ ства промышленными предприятиями, чтобы не оказаться в будущем в проигрыше всем.77 Для самого Геннадия Анисимовича «управ­ ленческие методы руководства» обернулись тем, что его внезапно вызвали в Москву, в Минрыб- хоз, и вручили приказ о передаче шести науч- но-исследовательских судов «Севрыбпоиска» на баланс ПИНРО. А еще в приказе говорилось о том, что на совете директоров «Севрыбы» сле­ дует решить вопрос о передаче ПИНРО и девяти промысловых траулеров. Любопытно, что при­ каз этот был издан 20 ноября, а само союзное министерство было ликвидировано 15 ноября 1991-го года. Что за спешка и запоздалое же­ лание развалить промразведку и облагодетель­ ствовать отраслевой институт? Очевидно, прав был главный инженер В. А. Дацина, заявив: — Если раньше нам флоты перечисляли 14 миллионов рублей, то теперь ни копейки. Но предприятие живет, и неплохо. В 1989 году мы предлагали ПИНРО объединиться. Отказа­ лись, потому что институт финансировало ми­ нистерство. А в этом году ему тяжело. Чтобы сохранить коллектив ПИНРО, «Севрыба» переда­ ла институту 8 миллионов рублей —жилищный фонд. 30 сентября эти деньги следовало вернуть. Но флоты не хотят заключать договора с ПИНРО. Вот и найден «выход».78 — Если бы институт забирал только науч- но-исследовательские суда, мы не возража­ ли бы, —отвечает на вопросы корреспонден­ та «Рыбного Мурмана» Г. А. Сторожев. —Но не вижу смысла в передаче промысловых судов. Для их эксплуатации придется создавать служ­ бы мореплавания, снабжения, ремонта и т.д., то есть увеличивать штат еще человек на две­ сти. Вот и получится, что институт значительно «подорожает» для флотов. Остаточная стоимость наших судов —свыше 49 миллионов рублей. На зарплату морякам нужно ориентировочно 55 миллионов рублей. В этом году на ремонт «переходящих» траулеров потребуется 15 милли­ онов рублей и около миллиона долларов. То есть расходы огромные. Где же брать средства? (Ох, и лукавит здесь флотоводец, будто не зна­ ет, что траулеры для того и хотят отдать институту, чтобы на заработанные ими деньги была воз­ можность содержать научно-исследовательские суда. «Лапшу» о затратах можно вешать на уши журналисту какой-нибудь другой газеты, а наша Инна Березюк все, конечно же, прекрасно по­ нимает и только как воспитанный человек не­ сколько смягчает следующий вопрос.) — А может, во имя Науки, интересов бассей­ на это все делается? — Возможно. Но почему весь груз ложится только на нас? О науке должны заботиться все флоты. И я очень сомневаюсь, что наш коллек­ тив на конференции поставит интересы Науки выше интересов самого коллектива «Севрыбпо­ иска», захочет стать структурным подразделени­ ем института. — С точки зрения рыночной экономики, сле­ дует самоликвидироваться обанкротившемуся, неимущему предприятию? — Конечно. Но мы-то живем в достатке. За­ купаем технику. Ремонтируем суда, наши моря­ ки получают примерно на 10 процентов больше 292

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz