Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 2. Договор 14-ти Рекорды наоборот Вытянув красные лапы и, словно градусни­ ком, пробуя ими температуру забортной воды, чайка медленно села на волну. Как девушка придерживает подол платья, переходя через ручей, так и она элегантно приподняла наполо­ вину сложенные крылья, боясь замочить легкие белые внутренние перья. На море штиль. Хорошо, если бы столь же элегически-спокойными были все рыбацкие мили. И план, выверенный экономистами и про­ пущенный через бесстрастные ЭВМ, верно от­ ражал бы наши возможности. И не надо в жизни «иметь место подвигу», как поется в популярной песенке. Пусть будет просто будничная и без- авральная работа. Хорошо бы... Но не часто штилевой погодой Баренцево море одаривает осенний денек. Такой, как этот, ставший первым днем первого рейса на мойвенную путину после капитального ремонта посыльно-транспортно­ го судна «Белолуцк». И хотя грозовыми тучами уже осталась за горизонтом земля, капитан Н. М. Гаврилов мыслями был все еще на берегу, перебирая в памяти обиды, надежды и разоча­ рования ремонтной эпопеи. — Год простояло судно у причалов СРЗ-226, — рассказывает капитан, перелистывая график сдаточных работ. —Все «упиралось» в остроде­ фицитный подшипник упорного вала, который, согласно Регистру, ремонту не подлежит. Пои­ ски замены ни к чему, кроме потери времени, не привели. Тогда наша севрыбхолодфлотовская механико-судовая служба решила на свой страх и риск все же восстановить подшипник. Месяц потребовался управленцам, чтобы узаконить этот шаг. И только тогда ремонтники наметили себе наш «Белолуцк» в очередную жертву: на па­ лубе в иные дни было не протолкнуться —одни строят, другие ломают. Все скорей-скорей... Штурманская рубка транспортного судна невысокая, но широкая, как полоса тельняшки в вырезе форменки крепыша-курсанта. Пере­ оборудованный из рыболовного траулера, «Бе­ лолуцк» носил, наверное, на своей груди-рубке и красные звезды экипажа-победителя. Нынче времена другие как для корабля, так и для его капитана. Когда медики закрыли Гаврилову море, он стал работать в береговом подменном экипаже. Через несколько лет друзья посовето­ вали вновь пройти медкомиссию: может, разре­ шат ходить хотя бы в прибрежных водах. Тогда и вступил впервые капитан на борт теперь уже своего «Белолуцка», тоже жестко ограничен­ ного в радиусе плавания. Во время школьных каникул заполняются отсеки судна звонкими голосами юных моряков клуба-флотилии «Альба­ трос». Так что летом берет бывший траулер курс в Белое море к пионерскому лагерю «Гандвик». Ну а осенью, как сейчас, курсирует «Белолуцк» между берегом и промыслом, доставляя туда-об- ратно почту и людей. — Как студенту всегда не хватает одной ночи для подготовки к экзамену, так и ремонтникам: год, два, три стой у причалов завода, а все рав­ но все будет делаться в последний день, —воз­ вращается Николай Митрофанович Гаврилов к наболевшей теме. —Об этом роман написать можно... Не знаю как насчет романа, но после по­ добных рассказов, на мой взгляд, надо писать фантастические повести. Ведь получается, что не на современных океанских кораблях, а на го­ лом энтузиазме работают в море наши рыбаки. Возьмем хотя бы производственный рефриже­ ратор «Советск», для экипажа которого фантасти­ кой была бы нормальная послеремонтная рабо­ та на путине. Дело в том, что при отходе судна 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz