Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 6. «Выживем? Не выживем?» местам, и как во всяком цивилизованном обще стве любой и всякий будет считаться с четвертой властью —прессой. Да, у газеты 11 учредителей (в том числе и коллектив редакции), да, каждый из них вносит 20 тысяч рублей уставного фонда. Значит, кто платит, тот и заказывает... А как же тогда свобода печати? Она что—декларативная вывеска? Тут нет противоречия. И это хорошо поняли наши учредители, которые большин ством голосов приняли независимость газеты. Независимость от диктатуры чиновников, бюро кратов, от навязываемой кем бы то ни было сво ей идеологии. В трудные для «Рыбного Мурмана» дни интересы читателей и журналистов слились воедино. Мы встали рядом, плечом к плечу. Так было. Так есть. Так будет. Глава б. «ВЫЖИВЕМ? НЕ ВЫЖИВЕМ?» Этот гамлетовский вопрос стал рубрикой ре дакционных интервью с руководителями пред приятий Северного бассейна. Быть или не быть? А если быть, то как жить-выжить в рыночных ус ловиях? Каждый руководитель находил свои от веты, ибо нашим предприятиям и умирать, и вы живать приходилось поодиночке. Рыбный порт: расчет на свои силы В Мурманском морском рыбном порту за бастовки докеров проходили с заметным посто янством. В 1991-м году их было две —в февра ле и июле. Возможно, кто-то насчитает и больше, но мы ведем речь лишь о зафиксированных на страницах «Рыбного Мурмана» случаях. Впрочем, еще в первых числах января кол лектив смены № 3 первого грузового района принял пакет требований к администрации предприятия, в котором предлагал: убрать все виды планов, касающихся бригад, смен; при вести расценки на все виды работ в соответ ствие с физическими затратами; ликвидировать премиальную систему, «вложив» премиальный фонд в расценки; убрать потолок северных над бавок к зарплате, увеличить отпуска докерам; сократить штат управленческого аппарата и т. д. и т. п., вплоть до ремонта грузовых столов.62 Ко нечно, может рабочие и погорячились со сто лами, но для администрации порта это был не повод, чтобы игнорировать требования, ко торые поддержали коллективы всех смен обоих грузовых районов. В итоге «бунтарская» третья смена отказалась разгружать суда, если рабо чим не будет повышена заработная плата. За бастовщики совершенно справедливо ставили вопрос о том, почему докеры прибалтийского Калининграда, работающие без всяких запо лярных накруток, получают столько же, сколько и северяне со всеми своими коэффициентами и прочими надбавками. На заседании согласи тельной комиссии начальник порта В. В. Кусков умело «перевел рельсы» на Москву, предложив докерам отправить делегацию с пакетом своих требований в союзные органы. Было решено изыскать средства для увеличения отпусков на четыре дня, а также провести эксперимент по упразднению плановых заданий, включив премиальные деньги в основной заработок ра бочих.63 Вот на таком фоне Валерию Васильевичу Кускову и пришлось порассуждать на страницах газеты о сегодняшнем и завтрашнем дне рыб ного порта.64 Кстати сказать, 1990-й год порто вики закончили очень успешно: на триста тысяч Первый грузовой район порта. Забастовка докеров 283
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz