Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) А. И. Чурилов Но не тут-то было —на «Полярной звезде» люди работали по 14 часов в сутки. Ребята молодые, крепкие — выдерживали. «Но все равно тя желовато, —вздыхает капитан-директор базы А. И. Чурилов25. —Матросы даже в кино не хо дят—устают, особенно в начале рейса». За неделю-другую пребывания на флагман ской плавбазе я уже привык, что если капитана нет на ходовом мостике, значит, ищи его в трюме, на фабрике. Там он знал всех матросов по име нам. Сменив форменный китель с капитанскими шевронами на скромную синюю куртку, из-под которой всегда виднелась свежая белая рубашка с галстуком, Александр Иванович четко отслежи вал производственный процесс. С нескрываемой обидой он рассказывал мне, что, испытывая эту самую машину Озерова, конструкторы в общем- то добились своего. Не смогли только наладить обрезку хвостов. И тогда обратились за помощью к берегу, попросили ради исключения изменить цифры ГОСТа, ведь разрешается же закатывать эту самую тушку мойвы с хвостом, если длина рыбки не превышает 10 сантиметров. Но... «На деемся, что хоть на следующей путине запустим эту машину. Тогда уже наши моряки вздохнут по свободнее», —сам вздыхает и смотрит на меня широко расставленными спокойными и умными глазами Чурилов. Эти глаза под густыми бровями простого русского лица подмечали любую мелочь, если она мешала нормальной работе фабрики, на которой в тот вечер была объявлена комис сарская подвахта. Казалось бы, простое дело: бери рыбу с транспортера, набивай ею пустую банку и ставь на другой транспортер. Но это на пер вый взгляд. Как хороший учитель, доброжела тельно (журналист, доброволец, —ну что с него возьмешь!) технолог-лаборант Сергей Воро бьев повторял, высыпав на ладонь содержимое моей банки: «Тушки с хвостами и предголовьем не класть, калянус надо удалять, рвань отсо ртировывать». Стоящие у транспортера моряки подшучивают над менторским тоном Сергея, но «шару» не гонят. Помполит Владимир Тимофе евич отточенными движениями через каждые 5—7 минут переворачивает очередной ящик с пустой тарой. Скоро руки начинают автомати чески укладывать в банку именно 230 граммов тушки, а глаз замечает нетоварную рыбу. Рядом с конвейером застыла машина для укладки этой же тушки в эту же банку № 19. Днем здесь самоотрешенно колдовали специалисты объединения «Севтехрыбпром», второй месяц до водя до ума сконструированный ими агрегат. Гово рят, что вроде бы получается. Появились и новые конструктивные задумки. Может быть, к следую щей путине... Может быть. А пока мне приходится уже привыкшими к скользящему холоду мойвы руками осязать (в прямом смысле слова!) долгие сроки внедрения новой техники. Сколько еще подвахт проведут здесь десятки людей, прежде чем оживет металл, вклинится в общую технологи ческую цепочку рыбофабрики? На промысле «су хопутные» проблемы наших конструкторов кажут ся подчас столь же далекими, как искусственный мирок на столе первого помощника капитана, где за тонким аквариумным стеклом в стоячей воде кормятся декоративные рыбки. — Вот жена пишет, —показывает письмо Круглий, —что для меня, мол, важнее мойва, чем семейные дела. Не надоело ли ходить в море? — переспрашивает.—Да как сказать. Это наша работа. Хотя, конечно, свою оценку ей дают не только в управлении, но и дома на берегу. И обе для моряка важны. Они как два встреч ных течения: отток —приток. А между ними эки паж, семья, ты сам со своими мыслями и плана ми. Казалось бы —выбирай. А в итоге остается одно —«надо». 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz