Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) А. И. Чурилов Но не тут-то было —на «Полярной звезде» люди работали по 14 часов в сутки. Ребята молодые, крепкие — выдерживали. «Но все равно тя­ желовато, —вздыхает капитан-директор базы А. И. Чурилов25. —Матросы даже в кино не хо­ дят—устают, особенно в начале рейса». За неделю-другую пребывания на флагман­ ской плавбазе я уже привык, что если капитана нет на ходовом мостике, значит, ищи его в трюме, на фабрике. Там он знал всех матросов по име­ нам. Сменив форменный китель с капитанскими шевронами на скромную синюю куртку, из-под которой всегда виднелась свежая белая рубашка с галстуком, Александр Иванович четко отслежи­ вал производственный процесс. С нескрываемой обидой он рассказывал мне, что, испытывая эту самую машину Озерова, конструкторы в общем- то добились своего. Не смогли только наладить обрезку хвостов. И тогда обратились за помощью к берегу, попросили ради исключения изменить цифры ГОСТа, ведь разрешается же закатывать эту самую тушку мойвы с хвостом, если длина рыбки не превышает 10 сантиметров. Но... «На­ деемся, что хоть на следующей путине запустим эту машину. Тогда уже наши моряки вздохнут по­ свободнее», —сам вздыхает и смотрит на меня широко расставленными спокойными и умными глазами Чурилов. Эти глаза под густыми бровями простого русского лица подмечали любую мелочь, если она мешала нормальной работе фабрики, на которой в тот вечер была объявлена комис­ сарская подвахта. Казалось бы, простое дело: бери рыбу с транспортера, набивай ею пустую банку и ставь на другой транспортер. Но это на пер­ вый взгляд. Как хороший учитель, доброжела­ тельно (журналист, доброволец, —ну что с него возьмешь!) технолог-лаборант Сергей Воро­ бьев повторял, высыпав на ладонь содержимое моей банки: «Тушки с хвостами и предголовьем не класть, калянус надо удалять, рвань отсо­ ртировывать». Стоящие у транспортера моряки подшучивают над менторским тоном Сергея, но «шару» не гонят. Помполит Владимир Тимофе­ евич отточенными движениями через каждые 5—7 минут переворачивает очередной ящик с пустой тарой. Скоро руки начинают автомати­ чески укладывать в банку именно 230 граммов тушки, а глаз замечает нетоварную рыбу. Рядом с конвейером застыла машина для укладки этой же тушки в эту же банку № 19. Днем здесь самоотрешенно колдовали специалисты объединения «Севтехрыбпром», второй месяц до­ водя до ума сконструированный ими агрегат. Гово­ рят, что вроде бы получается. Появились и новые конструктивные задумки. Может быть, к следую­ щей путине... Может быть. А пока мне приходится уже привыкшими к скользящему холоду мойвы руками осязать (в прямом смысле слова!) долгие сроки внедрения новой техники. Сколько еще подвахт проведут здесь десятки людей, прежде чем оживет металл, вклинится в общую технологи­ ческую цепочку рыбофабрики? На промысле «су­ хопутные» проблемы наших конструкторов кажут­ ся подчас столь же далекими, как искусственный мирок на столе первого помощника капитана, где за тонким аквариумным стеклом в стоячей воде кормятся декоративные рыбки. — Вот жена пишет, —показывает письмо Круглий, —что для меня, мол, важнее мойва, чем семейные дела. Не надоело ли ходить в море? — переспрашивает.—Да как сказать. Это наша работа. Хотя, конечно, свою оценку ей дают не только в управлении, но и дома на берегу. И обе для моряка важны. Они как два встреч­ ных течения: отток —приток. А между ними эки­ паж, семья, ты сам со своими мыслями и плана­ ми. Казалось бы —выбирай. А в итоге остается одно —«надо». 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz