Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 4. Надежды и ожидания ко выражаясь. К тому же наши моряки имеют возможность поговорить с коллегами из дру­ гих стран, а то и побывать на их судах. А по­ том, сравнив, спрашивают: почему? Совсем как в детской песенке: «Сто тысяч «почему» жи­ вут на белом свете, сто тысяч «почему» гуляют по планете...» Ответ бы получить!33 Этим вопросом наш корреспондент Инна Березюк закончила свои заметки, написанные после очередной командировки в море. За­ метки, так и названные —«Сто тысяч «почему?» И попыталась уместить в них хоть малую часть вопросов, которые адресовали моряки журна­ листке «Рыбного Мурмана». Что же волновало плавсостав? Первое: неоправданное сокраще­ ние экипажей. Вспомним, что когда-то на транс­ портах типа «Сибирь» выгрузку вели 23 матроса, инорма была —315 тонн рыбопродукции в сутки. После внедрения щекинского метода осталось 15 матросов, а норма выросла до 370-ти тонн. Вскоре сокращения «скосили» еще электрика, моториста, старшего рефмеханика и дизель­ ного механика. Хотя «механизация» осталась прежней: бери больше, кидай дальше. Оклады у оставшейся части экипажа повысились. Но не настолько, чтобы оправдать столь непосильные нагрузки на человека. Второе: «капиталисты» в свежую погоду на море не работают. Они не хотят рисковать судном и жизнями людей, уважают их труд. По­ чему мы не можем позволить себе такую «ро­ скошь»? На это Березюк дает свои весьма эмо­ циональные ответы: — Ах да, у нас план! Очень хочу поглядеть в глаза тем, кто выдумал плановую скорость судна. Ведь эти «мудрецы» уверены, что на всех морях и океанах полнейший штиль, а если и слу­ чается ветерок, то только попутный. Глупость? Ан нет, план —закон... А что касается работы на промысле в свежую погоду, то она, погода, для нас просто не существует. «Любовалась» я из иллюминатора «Комиссара Полухина», как качает ошвартованный СТМ: то перед моими глазами пеленгаторская палуба (над рубкой), то ватерлиния траулера. Толстенные тросы, еле удерживающие СТМ возле транспорта, лохма­ тятся, растрепываются от напряжения, того и гляди, еще секунда и... Строп с рыбой раска­ чивается во всех направлениях, малейшая не­ точность—и он рассыпается, коробки разбива­ ются. Моряки, чертыхаясь, упаковывают рыбу в новые ящики. Однажды строп углом «залетел» в иллюминатор капитанской каюты. К счастью, никто не пострадал. Думаю, от великой нелепости —жестко­ го планирования, особенно в рыбной отрас­ ли, —все наши беды. Начиная с плана вылова (какой абсурд!) до плана повышения произво­ дительности труда —сплошная кабинетная фан­ тазия, тяжким бременем лежащая на плечах моряков. От этой «печки», от этой нелепости тан­ цует все: сокращение вовсе не лишних людей и снижение расценок (долевая система опла­ ты —тоже обман людей, как и все предыдущие), постоянное увеличение в рейсовом задании плановых показателей и—вопреки заключению специальной комиссии —удлинение рейсов, вы­ грузки в штормовом океане и отказ от аренды, ограничения в премировании и тяжелейшее по­ ложение с жильем для моряков... Что мог ответить наш корреспондент на во­ просы моряков? Разъяснить «нюансы» сверх­ сложной системы оплаты труда плавсостава? Но разве не ясно, что «изобретатели» этой си­ стемы понятия не имели, что у наших моряков переработка составляет более половины основ­ ного времени, а в целом труд моряка —сверх нормального понятия «труд», это просто издева­ тельство над людьми. Ох, нелегко приходилось Инне Петровне в море! Мало того что женщина, так еще и сердобольный человек, близко при­ нимающий к сердцу чужие проблемы. Впрочем, проблемы моряков для нас никогда не были чу­ жими. Тем и отличались журналисты рыбацкого еженедельника от своих коллег, что не боялись никаких самых заковыристых вопросов, самых экстремальных ситуаций. Не было ни малодуше­ ства, ни корысти —шли в бой с открытым забра­ лом. И тыл у нас был всегда прикрыт, защищен, потому что верили в газету, в своих редакцион­ ных друзей-товарищей. Капитаны судов, старые моряки и мы, журналисты, уже прекрасно понимали, что ис­ кать ответы на тысячи «почему?» надо самим, 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz