Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть вторая. Все расхищено, предано, продано... (конец 1980-х — начало 1990-х годов) в себя боль за судьбу не одного флота, а в целом всех тружеников рыбного Мурмана. «33% социального неравенства» Любопытную дискуссию с читателем по вел корреспондент Петр Болычев, опубликовав свой материал «33 % социального неравен ства»30. Журналист попытался проанализировать столь непростую и болезненную для моряков тему, как валютные выплаты плавсоставу. Надо сказать, что к этой теме Болычев шел давно и не один месяц «вынашивал» материал. А когда на редакционной летучке заявил его к публика ции, то наши «экономисты» высказались против, сказав, что «Рыбному Мурману» вообще лучше не касаться этой темы, чтобы не испортить отно шений с моряками. Мол, с руководством «Сев- рыбы» и флотоводцами мы уже давно поссори лись, так теперь и рядовой плавсостав обидим... И все же журналистский азарт победил здравый смысл. Дащинский как всегда рассудил правиль но: мол, можно писать на любые темы, главное, как написать, как подать материал. Мне сейчас уже кажется, что наш редактор, видя крах ком партии и неизбежность более радикальных пе ремен, в какой-то мере даже подталкивал газету к этим переменам. «Рыбный Мурман» ему стал тесноват. Профессиональное чутье и амбиции заставляли Дащинского искать новое место при ложения своего опыта и немалых способностей. Впрочем, у нас еще будет возможность порас суждать на эту тему, так что вернемся к социаль ному неравенству, которое узрел молодой и по дающий большие надежды журналист в системе оплаты труда плавсостава. Информационным поводом для статьи стали радиограммы с моря, в которых звучали требо вания оградить установленную правительством выплату морякам инвалюты в размере 33-х про центов должностного оклада от попыток Минрыб- хоза установить выплату валюты дифференциро ванно от результатов работы того или иного судна. Опытные капитаны знали, что инвалюта по суще ствующему положению выплачивается в виде компенсации за отсутствие полноценного отдыха в морских условиях, а не по статье повременно премиальной оплаты труда. И в середине, а также в конце полугодовых рейсов экипаж обязательно делал заходы в иностранный порт. Хотя, как яз вительно подмечает Болычев, «суда «Севрыбхо лодфлота» уже несколько раз заходили в Бостон, но еще ни один советский рыбак не посетил кон церт знаменитого Бостонского симфонического оркестра». И далее журналист пишет: — Что скрывать, испокон века наши рыбаки на свою заработанную валюту покупали и везли в Союз семье и на продажу то коврики с арабом, умыкающим на горячем скакуне пышнотелую блондинку, то нейлоновые рубашки и плащи «бо лонья», то мохер и джинсы. Это была часть их законного заработка, но тогда еще не самая су щественная. А как сейчас? Картина разительно изменилась. Во-первых, валюты теперь платят больше, во-вторых, введены новые таможенные правила, и в портовые города страны хлынул по ток подержанных авто иностранных марок. Кто-то везет их себе, кто-то на продажу (самая «модная» цена на импортный автомобиль —20 тысяч ру блей). Есть еще чеки ВТБ, за полугодовой рейс капитан их получает около 500 (цена на «черном» рынке известна —20—25 рублей за чек). Таким образом, за рейс предприимчивый капитан мо жет помимо зарплаты выручить 30 тысяч рублей. Это, извините, уже в несколько раз больше офи циального вознаграждения за выполнение плана. Далее Петр Болычев приводит пример, как два промысловых экипажа, находясь в одном районе промысла и в одно время, по-разному сработали, что и отразилось на зарплате рыба ков. Заработок матроса на отстающем траулере составил 1059 рублей, а на передовом —1253. Разница небольшая, а вот валюту получили все одинаково. Валюту, которая выплачивается не зависимо от производственного успеха или провала, которая не стимулирует повышения производительности труда, а является гаранти рованным, причем основным, доходом. Конеч но же, не все моряки записались в коробейники, но очень многие плюс к тому продают за рубе жом часы и фотоаппараты и везут-везут на ро дину импортный дефицит: колготки, косметику, машины, радиотехнику, компьютеры. Наш изго лодавшийся рынок рад качественным товарам. 254
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz