Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 3. Разделить по справедливости «ровный» характер отношений людей. Недаром во многих трудовых коллективах, чтобы не ссо риться с соседом, формально применяли КТУ (коэффициент трудового участия), по-свойски проводили переаттестацию. Любые как зара ботанные, так и добытые полумошенническим способом дополнительные доходы пробуждали чувство благородного негодования. Негодова ния, которое поначалу базировалось на чув стве справедливости, а потом, видя «узаконен ные переменами беззакония», превратилось в обыкновенную зависть. Внештатный автор «Рыбного Мурмана» старший мастер добычи Мурманского трало вого флота И. А. Курамшин в присущей ему до вольно-таки резкой форме рассказал читателям о неблаговидных действиях отдельных руководи телей флота. Он писал о том, кактралфлот создал режим наибольшего благоприятствования коо перативу «Интеграл», который, в свою очередь, заключил договоры еще с четырьмя кооперати вами. А далее: — «Эре» и «Ремонтнику ТО» необходим был бухгалтер, —сообщает Курамшин. —Вот и при глашаются «Эрой» главный бухгалтер флота P. X. Надыров, начальник финансового отдела В. А. Кухнюк. Сюда же («Ремонтник ТО») вошли групповые, то есть ведущие специалисты отде лов. И этим как бы подняли авторитет вышеоз наченных объединений, нацеленность которых была: выполнить (и выполняли!) работы без упречно. Но безупречность диктовалась тем, что не было нашим «спецам» необходимости ни зап части выбивать, да мало чего еще, —ведь мно гие работы производятся ... на основной работе! В результате высокие заработки.25 Болезненно отнесся автор к тому факту, что отдача от альянса созданных при тра/.флоте ко оперативов минимальная, зато суммы, получа емые от кооператива сотрудничавшими с ним флотскими специалистами, весьма солидные. Какая же реакция последовала за этой публи кацией? Очень спокойно и безэмоционально генеральный директор ассоциации «Севрыба» В. Ф. Корельский ответил редакции, что «соз дание кооперативов, их производственная и финансовая деятельность регламентируют ся соответствующими нормативными актами. В частности, штатное расписание, размер долж ностных окладов, размер заработной платы чле нов кооператива определяются самим коопе ративом с учетом личного вклада в достигнутые конечные результаты в пределах средств, пред усмотренных на оплату труда»26. А значит, уча стие отдельных работников тралфлота в коопе ративах до принятия Закона СССР о кооперации вполне возможно. После принятия этого Закона, в котором запрещается руководящим работни кам предприятий занимать определенные долж ности в кооперативах, тралфлотовские специали сты вышли из соответствующих кооперативов. Вот и все. И зачем, спрашивается, газета буди рует эту тему, подставляет своего внештатного автора? Что нам оставалось делать после этого? Лишь использовать последнюю возможность на редакционный комментарий, в котором и сказали как читателям, так и флотским руково дителям, что «есть еще и нравственные аспекты проблемы, которым в основном и была посвя щена статья И. А. Курамшина. А они не всегда совпадают с юридическими, им должен дать оценку коллектив». Как свидетельствует история, в период рево люций принципиальный отказ от материальных благ, хотя бы незначительно превышающих жиз ненные средства основной массы населения, становился непререкаемой нормой в среде революционеров, воплощающих дух социаль ного равенства. Но наши первые руководители не стремились стать лидерами столь большого масштаба. Так что умело сочетали заботу о кол лективе с собственной выгодой. На первоначаль ном этапе этому и способствовали создаваемые «при предприятиях» кооперативы. В дальнейшем, как это произошло, например, на Мурманской судоверфи, кооператоры вообще «растащили» предприятие по своим закоулкам. Началось все с кооператива «Стальконструк- ция», который на вполне законных основаниях обосновался на территории верфи и прочно встал на ноги. Казалось бы, всем от этого хоро шо: и флотам, которые, положим, платили вер фи 12 рублей за сметный час доковых работ, а кооперативу —лишь 7 рублей; и самим судо 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz