Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 3. Разделить по справедливости «ровный» характер отношений людей. Недаром во многих трудовых коллективах, чтобы не ссо­ риться с соседом, формально применяли КТУ (коэффициент трудового участия), по-свойски проводили переаттестацию. Любые как зара­ ботанные, так и добытые полумошенническим способом дополнительные доходы пробуждали чувство благородного негодования. Негодова­ ния, которое поначалу базировалось на чув­ стве справедливости, а потом, видя «узаконен­ ные переменами беззакония», превратилось в обыкновенную зависть. Внештатный автор «Рыбного Мурмана» старший мастер добычи Мурманского трало­ вого флота И. А. Курамшин в присущей ему до­ вольно-таки резкой форме рассказал читателям о неблаговидных действиях отдельных руководи­ телей флота. Он писал о том, кактралфлот создал режим наибольшего благоприятствования коо­ перативу «Интеграл», который, в свою очередь, заключил договоры еще с четырьмя кооперати­ вами. А далее: — «Эре» и «Ремонтнику ТО» необходим был бухгалтер, —сообщает Курамшин. —Вот и при­ глашаются «Эрой» главный бухгалтер флота P. X. Надыров, начальник финансового отдела В. А. Кухнюк. Сюда же («Ремонтник ТО») вошли групповые, то есть ведущие специалисты отде­ лов. И этим как бы подняли авторитет вышеоз­ наченных объединений, нацеленность которых была: выполнить (и выполняли!) работы без­ упречно. Но безупречность диктовалась тем, что не было нашим «спецам» необходимости ни зап­ части выбивать, да мало чего еще, —ведь мно­ гие работы производятся ... на основной работе! В результате высокие заработки.25 Болезненно отнесся автор к тому факту, что отдача от альянса созданных при тра/.флоте ко­ оперативов минимальная, зато суммы, получа­ емые от кооператива сотрудничавшими с ним флотскими специалистами, весьма солидные. Какая же реакция последовала за этой публи­ кацией? Очень спокойно и безэмоционально генеральный директор ассоциации «Севрыба» В. Ф. Корельский ответил редакции, что «соз­ дание кооперативов, их производственная и финансовая деятельность регламентируют­ ся соответствующими нормативными актами. В частности, штатное расписание, размер долж­ ностных окладов, размер заработной платы чле­ нов кооператива определяются самим коопе­ ративом с учетом личного вклада в достигнутые конечные результаты в пределах средств, пред­ усмотренных на оплату труда»26. А значит, уча­ стие отдельных работников тралфлота в коопе­ ративах до принятия Закона СССР о кооперации вполне возможно. После принятия этого Закона, в котором запрещается руководящим работни­ кам предприятий занимать определенные долж­ ности в кооперативах, тралфлотовские специали­ сты вышли из соответствующих кооперативов. Вот и все. И зачем, спрашивается, газета буди­ рует эту тему, подставляет своего внештатного автора? Что нам оставалось делать после этого? Лишь использовать последнюю возможность на редакционный комментарий, в котором и сказали как читателям, так и флотским руково­ дителям, что «есть еще и нравственные аспекты проблемы, которым в основном и была посвя­ щена статья И. А. Курамшина. А они не всегда совпадают с юридическими, им должен дать оценку коллектив». Как свидетельствует история, в период рево­ люций принципиальный отказ от материальных благ, хотя бы незначительно превышающих жиз­ ненные средства основной массы населения, становился непререкаемой нормой в среде революционеров, воплощающих дух социаль­ ного равенства. Но наши первые руководители не стремились стать лидерами столь большого масштаба. Так что умело сочетали заботу о кол­ лективе с собственной выгодой. На первоначаль­ ном этапе этому и способствовали создаваемые «при предприятиях» кооперативы. В дальнейшем, как это произошло, например, на Мурманской судоверфи, кооператоры вообще «растащили» предприятие по своим закоулкам. Началось все с кооператива «Стальконструк- ция», который на вполне законных основаниях обосновался на территории верфи и прочно встал на ноги. Казалось бы, всем от этого хоро­ шо: и флотам, которые, положим, платили вер­ фи 12 рублей за сметный час доковых работ, а кооперативу —лишь 7 рублей; и самим судо­ 251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz