Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 1. Лицом к человеку Липницкий: —Надо сказать определен­ но, что дотация на рыбную отрасль везде есть. Иу нас она должна сохраниться. К тому же у нас дотация не прямая, здесь многое будет зави­ сеть от цен на рыбопродукцию. Пока и оптовая, и розничная цены очень противоречивы. Комлик: —Я так думаю, что надо поставить любую цену на тот или иной продукт и —ку­ пят! Выход ли здесь повышать ту же зарплату? Ну, повысим до определенного уровня, когда цены не так и страшны, а они опять поднимутся, мы же с вами их и повысим! Процесс будет про­ сто неуправляемый. Шаташвили:—Другим путем, кроме как че­ рез шоковую терапию, от нашей болезни не из­ лечишься. Цены должен диктовать потребитель. Это главное. Родин: —К сожалению, рынок, в смысле на­ ших потребностей, как в питании так и в това­ рах, поистине неистощим. Все сейчас буквально смывается с прилавков. Комлик: —Ставрида, минтай, которые рань­ ше залеживались, сейчас раскупаются! Липницкий: —Что поделаешь, наш рубль на­ ходит свой эквивалент. Вопрос третий: быть ли безработице? Липницкий: —Конечно, тот же тралфлот не дол­ жен работать себе в убыток —это однозначно. Моряков в море должно быть как можно мень­ ше. Сами знаете, насколько сложно разделы­ вать рыбу на судне. По крайней мере так, как мы ее разделываем. Потери там очень большие. Белок мы практически выбрасываем. Сейчас вся мировая практика развивается по линии су- дов-ловцов, которые без всякой обработки при­ возят продукцию в порт. Никитин: —Сокращение неизбежно. Но для этого надо коренным образом менять всю ин­ фраструктуру и моря, и берега. Как сокращение отзовется в плане социальном? Вопрос сложный. Сейчас, когда у моряка появилась возможность заработать, и заработать в валюте, положение круто меняется. Сегодня за флот люди очень дер­ жатся. Приходят на флот как правило молодые, здоровые парни. Их основное место —в море... Рынок, хозрасчет поставят на свои места каж­ дого. Шаташвили: —Пришла пора говорить с мо­ ряками прямо и откровенно. То, что в море должны ходить суда с гораздо меньшей числен­ ностью, очевидно. При той сырьевой базе, при тех возможностях использования производства на каждом судне, мы конкуренцию на рынке не выдержим. Но, с другой стороны, моряку хо­ рошо известен режим работы ллойдовских ка­ питанов, когда он, к примеру, год плавает, а три года отдыхает, восполняет свое здоровье. Надо быстрее переходить на прогрессивные формы хозяйствования. Рынок напрочь вышибет иж­ дивенчество! В той же Польше при первых труд­ ностях комсостав, механики, радиоспециалисты стали устраиваться на работу на иностранные суда. Но пришел свободный рынок, и многие ста­ ли возвращаться обратно. Ан поздно, потому что флоты уже берут на работу наших специалистов из «Латрыбпрома», «Ленрыбпрома». Но и здесь поляки повели себя по-деловому: нашим платят, допустим, стармеху около 500 долларов в месяц, а их специалист получает 700—750 долларов. Система контрактов на флотах очень важна. Никитин: —У нас эта система только прораба­ тывается. Лично ко мне обращались из предста­ вительства Объединенных Арабских Эмиратов, просили капитанов, механиков на танкерный флот. Есть спрос и в Мавритании, Йемене. Там корейцы, которые обычно работали на судах, стали бастовать, хотя в год капитан-промысло- вик получает примерно 40 тысяч долларов. Од­ нако есть грозный циркуляр из нашего родно­ го обкома профсоюза. Мол, не стоит выходить на прямые контакты, не согласовав с министер­ ством и ВЦСПС... Макаров:—Уверен, что за 400 долларов, о которых здесь шла речь, наш профсоюз ни­ когда не разрешит работать советскому моря­ ку! Известно, что самая минимальная зарплата у филиппинцев —800 долларов в месяц. Тем предприятиям, которые заключили договор с инофирмами по предоставлению моряков в качестве наемной силы, мы, профсоюз, вы­ разили протест. Скажу больше, международный союз транспортников нас уже называет штрейк­ брехерами. Так как мы существенно подрыва­ ем правовую защищенность их моряков. Мы 237

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz