Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 1. Лицом к человеку Липницкий: —Надо сказать определен но, что дотация на рыбную отрасль везде есть. Иу нас она должна сохраниться. К тому же у нас дотация не прямая, здесь многое будет зави сеть от цен на рыбопродукцию. Пока и оптовая, и розничная цены очень противоречивы. Комлик: —Я так думаю, что надо поставить любую цену на тот или иной продукт и —ку пят! Выход ли здесь повышать ту же зарплату? Ну, повысим до определенного уровня, когда цены не так и страшны, а они опять поднимутся, мы же с вами их и повысим! Процесс будет про сто неуправляемый. Шаташвили:—Другим путем, кроме как че рез шоковую терапию, от нашей болезни не из лечишься. Цены должен диктовать потребитель. Это главное. Родин: —К сожалению, рынок, в смысле на ших потребностей, как в питании так и в това рах, поистине неистощим. Все сейчас буквально смывается с прилавков. Комлик: —Ставрида, минтай, которые рань ше залеживались, сейчас раскупаются! Липницкий: —Что поделаешь, наш рубль на ходит свой эквивалент. Вопрос третий: быть ли безработице? Липницкий: —Конечно, тот же тралфлот не дол жен работать себе в убыток —это однозначно. Моряков в море должно быть как можно мень ше. Сами знаете, насколько сложно разделы вать рыбу на судне. По крайней мере так, как мы ее разделываем. Потери там очень большие. Белок мы практически выбрасываем. Сейчас вся мировая практика развивается по линии су- дов-ловцов, которые без всякой обработки при возят продукцию в порт. Никитин: —Сокращение неизбежно. Но для этого надо коренным образом менять всю ин фраструктуру и моря, и берега. Как сокращение отзовется в плане социальном? Вопрос сложный. Сейчас, когда у моряка появилась возможность заработать, и заработать в валюте, положение круто меняется. Сегодня за флот люди очень дер жатся. Приходят на флот как правило молодые, здоровые парни. Их основное место —в море... Рынок, хозрасчет поставят на свои места каж дого. Шаташвили: —Пришла пора говорить с мо ряками прямо и откровенно. То, что в море должны ходить суда с гораздо меньшей числен ностью, очевидно. При той сырьевой базе, при тех возможностях использования производства на каждом судне, мы конкуренцию на рынке не выдержим. Но, с другой стороны, моряку хо рошо известен режим работы ллойдовских ка питанов, когда он, к примеру, год плавает, а три года отдыхает, восполняет свое здоровье. Надо быстрее переходить на прогрессивные формы хозяйствования. Рынок напрочь вышибет иж дивенчество! В той же Польше при первых труд ностях комсостав, механики, радиоспециалисты стали устраиваться на работу на иностранные суда. Но пришел свободный рынок, и многие ста ли возвращаться обратно. Ан поздно, потому что флоты уже берут на работу наших специалистов из «Латрыбпрома», «Ленрыбпрома». Но и здесь поляки повели себя по-деловому: нашим платят, допустим, стармеху около 500 долларов в месяц, а их специалист получает 700—750 долларов. Система контрактов на флотах очень важна. Никитин: —У нас эта система только прораба тывается. Лично ко мне обращались из предста вительства Объединенных Арабских Эмиратов, просили капитанов, механиков на танкерный флот. Есть спрос и в Мавритании, Йемене. Там корейцы, которые обычно работали на судах, стали бастовать, хотя в год капитан-промысло- вик получает примерно 40 тысяч долларов. Од нако есть грозный циркуляр из нашего родно го обкома профсоюза. Мол, не стоит выходить на прямые контакты, не согласовав с министер ством и ВЦСПС... Макаров:—Уверен, что за 400 долларов, о которых здесь шла речь, наш профсоюз ни когда не разрешит работать советскому моря ку! Известно, что самая минимальная зарплата у филиппинцев —800 долларов в месяц. Тем предприятиям, которые заключили договор с инофирмами по предоставлению моряков в качестве наемной силы, мы, профсоюз, вы разили протест. Скажу больше, международный союз транспортников нас уже называет штрейк брехерами. Так как мы существенно подрыва ем правовую защищенность их моряков. Мы 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz