Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 2. Договор 14-ти которые буквально за несколько дней до окон чания рейса набирали полный груз и выгружать его в море на ТР не было смысла. То есть при ход «по зеленой» был объективен, экономически и морально оправдан. Пока судно стояло у при чала под выгрузкой, флотские береговые специ алисты могли его подремонтировать, снабдить всем необходимым, да и сами рыбаки имели возможность в какой-то мере отдохнуть от моря, побывать дома, повидать близких. Но ведь про исходило это все в стране, где план —закон, а незапланированная инициатива... Да-да, без законие, за которое надо наказывать. А если не наказывать, если, наоборот, попытаться об устроить рыбакам «зеленую улицу» в родной порт? Для этого надо предугадать, знать периоды промысловых «вспышек» в Баренцевом море, чтобы держать «на товсь» все имеющиеся ре зервы, заранее подготовить причалы, сформи ровать дополнительные бригады грузчиков, рас считать количество вагонов... И вместо упреков в адрес партнера-смежника неплохо бы бере гу держать связь с морем и непосредственно у флагмана промысла узнавать, как складывают ся дела с направлением судов в порт на выгруз ку. Или флагману информировать порт об этом. Или... Все упиралось в сроки, ведь работа столь мощных производственных структур, как мор ской рыбный порт, рыбообрабатывающий ком бинат, отделение Октябрьской железной дороги (не забудем и продавцов, управление «Севрыб- сбыт»!) планировалась не за день-неделю-месяц. А рыба, как известно, дело водяное. Но так мо жет сказать только дилетант. Зачем же тогда ПИН- РО21 со своими перспективными прогнозами, да и разве многолетний опыт поморов-промыс- ловиков не может сказать их нынешним потом кам в «Севрыбе» о наиболее уловистых сроках рыбалки в Баренцухе? Впрочем, и сроки эти всем были хорошо известны —путина. В вось мидесятые годы речь шла о мойвенной путине, проходившей дважды в год —весной и осенью. И каждый раз, именно весной и осенью, во вре мя промысла мойвы, образовывались заторы на пути судов к причалам. Это было как стихий ное бедствие, как начало отопительного сезона у коммунальщиков, для которых приход зимы вовсе не является объективной причиной для работы котельных. — Уж таков русский человек! —восклик нет иной оптимист. А пессимист молча укажет на нестыковку интересов участников социа листического соревнования под девизом «Бе ре г—промыслу, промысел —берегу!» В те годы партийные работники и специалисты «Севры- бы» причины сбоев в производственном ритме рыбацкого конвейера видели в плохой работе и нежелании оценить оперативную обстановку отдельных руководителей предприятий-смежни- ков. На том и остановимся, попытаясь взглянуть на проблему не с берега, а с моря, с борта про мыслового судна. Повторный замет ...Тревожные дробные звуки эхолота просы панным горохом заполнили штурманскую рубку. Экран телеприставки вышит цветным ков ром. Подковой на счастье светится в ночи цифер блат лага. Поиск. Вдруг на глубине 40—50 метров оформи лась оранжевая «полянка». Словно встретив на своем пути металлическую преграду, звуко вые горошины зачастили, отскакивая от плотно го косяка мойвы. Время ближе к полуночи. Ско ро час «Ч»... Так в ночь на 1 сентября 1984 года в одном из квадратов Баренцева моря на борту сейнера- траулера «Славяносербск» объединения «Мур- манрыбпром» для меня, спецкора «Рыбного Мурмана», началась мойвенная путина. Имен но в полночь —ни раньше, ни позже —про мысел мойвы начался и для тысяч мурманчан, составивших экипажи промысловых, транспорт ных, рыбообрабатывающих и поисковых судов всех флотов Северного бассейна. Впрочем, не только мурманчан, но и карелов, архангело городцев. Где-то рядом находились и суда «За- прыбы», норвежские корабли. Насколько хвата ло глаз, море светилось иллюминацией судовых огней —белых, зеленых, красных. Казалось, что 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz