Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 2. Договор 14-ти которые буквально за несколько дней до окон­ чания рейса набирали полный груз и выгружать его в море на ТР не было смысла. То есть при­ ход «по зеленой» был объективен, экономически и морально оправдан. Пока судно стояло у при­ чала под выгрузкой, флотские береговые специ­ алисты могли его подремонтировать, снабдить всем необходимым, да и сами рыбаки имели возможность в какой-то мере отдохнуть от моря, побывать дома, повидать близких. Но ведь про­ исходило это все в стране, где план —закон, а незапланированная инициатива... Да-да, без­ законие, за которое надо наказывать. А если не наказывать, если, наоборот, попытаться об­ устроить рыбакам «зеленую улицу» в родной порт? Для этого надо предугадать, знать периоды промысловых «вспышек» в Баренцевом море, чтобы держать «на товсь» все имеющиеся ре­ зервы, заранее подготовить причалы, сформи­ ровать дополнительные бригады грузчиков, рас­ считать количество вагонов... И вместо упреков в адрес партнера-смежника неплохо бы бере­ гу держать связь с морем и непосредственно у флагмана промысла узнавать, как складывают­ ся дела с направлением судов в порт на выгруз­ ку. Или флагману информировать порт об этом. Или... Все упиралось в сроки, ведь работа столь мощных производственных структур, как мор­ ской рыбный порт, рыбообрабатывающий ком­ бинат, отделение Октябрьской железной дороги (не забудем и продавцов, управление «Севрыб- сбыт»!) планировалась не за день-неделю-месяц. А рыба, как известно, дело водяное. Но так мо­ жет сказать только дилетант. Зачем же тогда ПИН- РО21 со своими перспективными прогнозами, да и разве многолетний опыт поморов-промыс- ловиков не может сказать их нынешним потом­ кам в «Севрыбе» о наиболее уловистых сроках рыбалки в Баренцухе? Впрочем, и сроки эти всем были хорошо известны —путина. В вось­ мидесятые годы речь шла о мойвенной путине, проходившей дважды в год —весной и осенью. И каждый раз, именно весной и осенью, во вре­ мя промысла мойвы, образовывались заторы на пути судов к причалам. Это было как стихий­ ное бедствие, как начало отопительного сезона у коммунальщиков, для которых приход зимы вовсе не является объективной причиной для работы котельных. — Уж таков русский человек! —восклик­ нет иной оптимист. А пессимист молча укажет на нестыковку интересов участников социа­ листического соревнования под девизом «Бе­ ре г—промыслу, промысел —берегу!» В те годы партийные работники и специалисты «Севры- бы» причины сбоев в производственном ритме рыбацкого конвейера видели в плохой работе и нежелании оценить оперативную обстановку отдельных руководителей предприятий-смежни- ков. На том и остановимся, попытаясь взглянуть на проблему не с берега, а с моря, с борта про­ мыслового судна. Повторный замет ...Тревожные дробные звуки эхолота просы­ панным горохом заполнили штурманскую рубку. Экран телеприставки вышит цветным ков­ ром. Подковой на счастье светится в ночи цифер­ блат лага. Поиск. Вдруг на глубине 40—50 метров оформи­ лась оранжевая «полянка». Словно встретив на своем пути металлическую преграду, звуко­ вые горошины зачастили, отскакивая от плотно­ го косяка мойвы. Время ближе к полуночи. Ско­ ро час «Ч»... Так в ночь на 1 сентября 1984 года в одном из квадратов Баренцева моря на борту сейнера- траулера «Славяносербск» объединения «Мур- манрыбпром» для меня, спецкора «Рыбного Мурмана», началась мойвенная путина. Имен­ но в полночь —ни раньше, ни позже —про­ мысел мойвы начался и для тысяч мурманчан, составивших экипажи промысловых, транспорт­ ных, рыбообрабатывающих и поисковых судов всех флотов Северного бассейна. Впрочем, не только мурманчан, но и карелов, архангело­ городцев. Где-то рядом находились и суда «За- прыбы», норвежские корабли. Насколько хвата­ ло глаз, море светилось иллюминацией судовых огней —белых, зеленых, красных. Казалось, что 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz