Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) решили трудиться по-ударному: обрабатывать суда типа «Карл Либкнехт» за 7 суток, типа «Си бирь» —за 5 суток, большие морозильные трау леры —за 48 часов. Лучшей и быстрой обработ ке судов должна была способствовать бригадная форма организации труда. Так в тесном контакте со смежниками можно обеспечить четкий ритм всего судоперерабатывающего комплекса. Не отставали от портовиков и судоремонт ники, стараясь не задерживать суда у прича лов и в доках. Запас прочности обязательствам тружеников объединения «Мурманская судо верфь»17 придавали такие мероприятия, как реализация комплексного плана повышения эффективности производства и качества работы, аттестация рабочих мест, внедрение в производ ство достижений технического прогресса. «Перевыполнить плановое задание по объе му производства на 1,5 миллиона рублей», —эту строку из встречного плана коллектива Мурман ского рыбокомбината18 прокомментировал за меститель генерального директора комбината Ю. В. Мананков19: — Полтора миллиона рублей —цифра для на шего коллектива скромная, —пишет он. —Одна ко следует учитывать, что с каждым годом из-за трудностей с поставками сырья предприятие работает все с большим напряжением. Хочу напомнить, что значат для нашего коллектива цифры выполнения и перевыполнения задания по выпуску валовой продукции. В случае успеш ной работы в фонд материального поощрения будет начислено свыше миллиона рублей. Из них 600 тысяч составят фонд соцкультбыта...20 Как видим, только Мананков, не изменяя своей особой, экономической точке зрения на проблемы, действительно увязал интересы коллектива с интересами других партнеров- смежников по «Договору 14-ти». Он сказал по нятные каждому работяге слова, что раз рыба сама идет в руки, значит, ее надо суметь принять и обработать, чтобы потом получить дополни тельное материальное вознаграждение и другие осязаемые блага. И не нужны для этого никакие лозунги и договоры. Всякого рода мероприятий, программ и нормативных документов хватало с избытком. Не было одного —ответственности тех, от кого зависел успех общего дела. А от кого он зависел, этот успех? От рыбака, стоящего на вахте, или рыбообработчицы, выполняющей сменное задание? От капитана экипажа или на чальника цеха, завода? От флотоводца или руко водителя рыбоперерабатывающего комплекса? От работника «Севрыбы» или заведующего от делом обкома КПСС? От министра рыбного хо зяйства страны или партийного лидера? Да, от каждого из них, если их интересы совпадали. Но как, какой компьютерной машине поручить подсчитать-сложить интересы моряка приемо транспортного флота и рыбака промыслового объединения, интересы экипажа и флота, слеса- ря-судоремонтника и прораба, рыбообработчи ка и работника сбытовой организации, продав ца и покупателя? Нормы, оклады, паи, тарифы, показатели-аттестации... И тогда на помощь при ходили лозунги и призывы, медали и ордена, пе реходящие красные знамена и вымпелы в честь победителей социалистического соревнования. Все то, что можно назвать идеологической рабо той в массах. Обращались к социалистическим ценностям общества, к совести отдельного чело века. И человек откликался. Откликался раз, от кликался два, откликался, пока не понимал, что его обманывают. Обманывают нагло, открыто, себе во благо. ...Однако вернемся к столь важной пробле ме, как обеспечение бесперебойной работы рыбацкого конвейера. В середине 1980-х годов Северный бассейн испытывал острую нехватку транспортных рефрижераторов, которые в море забирали рыбопродукцию у промысловых судов и доставляли ее в порт. Имея минимум транс портов, «Севрыба» старалась сделать все для того, чтобы обеспечить ими прежде всего отда ленные районы промысла, где экипажи судов, набрав полный груз, подчас вынуждены были дрейфовать в ожидании выгрузки. Иное дело Баренцево море. Работающим здесь экипажам далеко не всегда было выгодно дожидаться под хода транспортов, и они шли на разгрузку в порт «по зеленой». То есть становились как бы лиш ними, внеплановыми судами для порта, рыбо комбината, железной дороги. Отряд этих внепла новых судов нередко пополнялся траулерами, 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz