Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) Докладывает капитан Г. Львов Так о чем же поведал делегатам капитан Львов, какие факты и выводы оказались для них исчерпывающими, не требующими под­ тверждения или опровержения со стороны на­ чальника бассейнового объединения? Конечно, рыбаки прекрасно понимали, что их требова­ ния, их многочисленные вопросы к руководству являются результатом неразрешенных проблем экономики и организации хозяйственной дея­ тельности как в области, так и в отрасли, во всей стране. С переходом добывающих флотов на так называемые хозрасчет и самофинансирова­ ние под вывеской госпредприятия эти пробле­ мы резко обострились. Особенно в отношениях плавсостава и рядовых тружеников с админи­ страцией и управленческим аппаратом. Ну а что послужило причиной хронического отставания флотов, которые за два года реформ оказались на грани банкротства? И что можно изменить, решить на местах без указки вышестоящих ор­ ганизаций? По мнению докладчика, это такие задачи, как: — Прекращение варварского уничтожения сырьевых ресурсов Баренцева моря, в резуль­ тате которого малотоннажный флот стал нерен­ табельным. — Модернизация «возрастных» судов и отказ от дорогостоящих новых, проекты которых уста­ рели задолго до начала их эксплуатации. — Своевременное оснащение кораблей со­ временной малой механизацией, отказ от шке- рочных ножей, а не сокращение экипажей, что­ бы повысить уровень производительности труда. — Честное перераспределение прибыли между флотами и береговыми предприятиями, организация заинтересованности всех без ис­ ключения от конечного результата. — Координация работы флотов на промыс­ ле в зависимости от сырьевой базы, оператив­ ных прогнозов, наличия транспортных средств, топливных и материальных ресурсов с учетом сбыта и обработки улова, тем самым обеспече­ ние рентабельности работы каждого экипажа. — Внедрение арендно-подрядных отноше­ ний, как один из основных вариантов взаимо­ выгодных перспективных отношений между ад­ министрацией и стабильными экипажами. И далее докладчик «раскрыл» некоторые причины конфликтов между работником и ра­ ботодателем, о которых не знал или не хотел говорить профсоюзный лидер. Отсутствие фи­ нансов на добывающих предприятиях исклю­ чило всякое стимулирование работы экипажей, привело к уравниловке, а в некоторых случаях к сознательному обману моряков в оценке их нелегкой работы. Неверие плавсостава в спра­ ведливую оплату и социальную защищенность резко понизило производительность труда. Это —прямой результат нерасторопности, неор­ ганизованности и преступной халатности управ­ ленцев по отношению к морякам. Из-за несо­ вершенства структуры управления бассейном и договорных обязательств обострились вза­ имоотношения между флотами и береговыми предприятиями, которые докладчик называет «вспомогательными». Это такие производства, как рыбокомбинат, рыбный порт, судоверфь, «Севрыбхолодфлот». Капитан Львов во всеуслы­ шание заявил: — Несовершенство государственного на­ логообложения, расценок, госзаказа, междо­ усобная борьба за теплые кресла и позиция стороннего наблюдателя, которую заняли ми­ нистерство рыбного хозяйства, отраслевой профсоюз, областные и городские партийные органы привели к тому, что проблемы Север­ ного бассейна не нашли своевременного ре­ шения. Дальнейшее ухудшение положения рыбаков в условиях возросшей демократии и гласности вылилось в эмоциональный взрыв негодования... И пусть не думают некоторые аппаратные работники, что у рыбаков только один вопрос на уме —как можно больший от­ хватить денежный куш, нет! Здесь среди нас, делегатов, в основном находятся те, которые уже не один десяток лет выполняют свой трудо­ вой долг не считаясь с невзгодами, им не все равно, куда придет наш большой бассейновый корабль. То ли пройдет перестроечную модер­ низацию и продолжит работу на благо Родины, или закончит существование на кладбище ме­ таллолома. Наша профессия —рыбак. Здесь 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz