Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 2. Договор 14-ти полии на власть КПСС и всесильном военно- промышленном комплексе, было, наверное, невозможно. Хорошо понимая экономическое положение, в которое попала страна, при той структуре экономики, при столь устаревшем и физически и морально производственном по­ тенциале, при отсутствии достаточных времени и средств для маневра, —Горбачев, еще до кон­ ца не осознавая то, к чему могут привести его идеи, потихоньку стал делать робкие пробные шаги. И вскоре такие слова, как «самостоятель­ ность», «самоокупаемость», «хозрасчет», «де­ мократические выборы руководителей пред­ приятий» стали ведущими рубриками газетных публикаций. Не был исключением и еженедель­ ник «Рыбный Мурман». Глава 2. ДОГОВОР 14-ти Рыбацкий конвейер «Берег —промыслу, промысел —берегу!» — под таким девизом из года в год развивалось и совершенствовалось социалистическое со­ ревнование между флотами и береговыми пред­ приятиями Мурмана. Еще это соревнование называли «Договором 14-ти» по числу трудовых коллективов-смежников, участвующих в нем. В свою очередь основные «соревнующиеся сто­ роны» входили в ВРПО «Севрыба», которое и без того было призвано обеспечивать бесперебой­ ную работу рыбацкого конвейера. Но одно дело планы, другое —авралы, когда надо задейство­ вать так называемый человеческий фактор, когда надо не приказать, а попросить. А вот просить-то партийные функционеры не умели и не хотели, вмешиваясь во внутрихозяйствен­ ную деятельность предприятий и кивая при этом на «Договор 14-ти». Что же волновало руководителей рыбного Мурмана в середине восьмидесятых, в част­ ности, в начале 1985-го года? Управление Мур­ манского тралового флота было обеспокоено сокращением промыслового времени, то есть времени нахождения флота на промысле, когда можно с максимальной отдачей использовать каждое судно. Увеличивались сроки перехода с промысла в порт, а на берегу время терялось в ожидании причалов, при выгрузке рыбопро­ дукции, бункеровке судов. — Что еще мешает? —спрашивал с газетной страницы заместитель начальника тралфлота по экономике Ю. А. Зиньков12. И отвечал: —Ме­ шают конструктивные недоработки новой тех­ ники, в частности, рыбосортировочных машин. Не секрет, что порой в море уходит «сырое» оборудование. Казалось бы, давно пора ловить рыбу, а наладчики мучаются над тем или иным агрегатом. Время —делу. Вот таков должен быть принцип и наш, и наших смежников. Ведь дела­ ем мы одно общее дело»13. — Наш коллектив значительно перевыпол­ нил план по выпуску продукции в разделанном виде, —рапортовал исполняющий обязанности генерального директора объединения «Мурман- рыбпром» Э. К. Наумов14. —Это выгодно всем: покупателю, так как мы предлагаем ему товары улучшенного ассортимента; объединению, по­ скольку при этом возрастает стоимость пище­ вой продукции; экипажу, ведь трудоемкий про­ цесс разделки оплачивается лучше, чем выпуск «кругляка». Кроме того, при изготовлении разде­ ланной рыбы экономится емкость трюмов и, что не менее важно, сокращается число подходов траулеров на выгрузку к транспортным рефри­ жераторам, то есть сберегается промысловое время.15 О достижениях говорили и управленцы «Сев- рыбхолодфлота»16, слагаемыми успеха называя переоборудование плавбаз «Григорий Лысенко» и «Полярная звезда» под пресервное производ­ ство, а плавбазы «Маточкин Шар» —под кон­ сервное. Моряки и работники служб флота стре­ мились содержать суда в хорошем техническом состоянии. Многие экипажи производили ремонт механизмов своими силами, опять же высво­ бождая стольдорогое промысловое время. Свои не менее высокие обязательства имел и коллектив Мурманского морского рыбного порта. Чтобы обеспечить быстрейшую обра­ ботку судов, приходящих в порт «по зеленой», то есть не прерывая рейсовое задание, докеры 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz