Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 2. Договор 14-ти полии на власть КПСС и всесильном военно- промышленном комплексе, было, наверное, невозможно. Хорошо понимая экономическое положение, в которое попала страна, при той структуре экономики, при столь устаревшем и физически и морально производственном по тенциале, при отсутствии достаточных времени и средств для маневра, —Горбачев, еще до кон ца не осознавая то, к чему могут привести его идеи, потихоньку стал делать робкие пробные шаги. И вскоре такие слова, как «самостоятель ность», «самоокупаемость», «хозрасчет», «де мократические выборы руководителей пред приятий» стали ведущими рубриками газетных публикаций. Не был исключением и еженедель ник «Рыбный Мурман». Глава 2. ДОГОВОР 14-ти Рыбацкий конвейер «Берег —промыслу, промысел —берегу!» — под таким девизом из года в год развивалось и совершенствовалось социалистическое со ревнование между флотами и береговыми пред приятиями Мурмана. Еще это соревнование называли «Договором 14-ти» по числу трудовых коллективов-смежников, участвующих в нем. В свою очередь основные «соревнующиеся сто роны» входили в ВРПО «Севрыба», которое и без того было призвано обеспечивать бесперебой ную работу рыбацкого конвейера. Но одно дело планы, другое —авралы, когда надо задейство вать так называемый человеческий фактор, когда надо не приказать, а попросить. А вот просить-то партийные функционеры не умели и не хотели, вмешиваясь во внутрихозяйствен ную деятельность предприятий и кивая при этом на «Договор 14-ти». Что же волновало руководителей рыбного Мурмана в середине восьмидесятых, в част ности, в начале 1985-го года? Управление Мур манского тралового флота было обеспокоено сокращением промыслового времени, то есть времени нахождения флота на промысле, когда можно с максимальной отдачей использовать каждое судно. Увеличивались сроки перехода с промысла в порт, а на берегу время терялось в ожидании причалов, при выгрузке рыбопро дукции, бункеровке судов. — Что еще мешает? —спрашивал с газетной страницы заместитель начальника тралфлота по экономике Ю. А. Зиньков12. И отвечал: —Ме шают конструктивные недоработки новой тех ники, в частности, рыбосортировочных машин. Не секрет, что порой в море уходит «сырое» оборудование. Казалось бы, давно пора ловить рыбу, а наладчики мучаются над тем или иным агрегатом. Время —делу. Вот таков должен быть принцип и наш, и наших смежников. Ведь дела ем мы одно общее дело»13. — Наш коллектив значительно перевыпол нил план по выпуску продукции в разделанном виде, —рапортовал исполняющий обязанности генерального директора объединения «Мурман- рыбпром» Э. К. Наумов14. —Это выгодно всем: покупателю, так как мы предлагаем ему товары улучшенного ассортимента; объединению, по скольку при этом возрастает стоимость пище вой продукции; экипажу, ведь трудоемкий про цесс разделки оплачивается лучше, чем выпуск «кругляка». Кроме того, при изготовлении разде ланной рыбы экономится емкость трюмов и, что не менее важно, сокращается число подходов траулеров на выгрузку к транспортным рефри жераторам, то есть сберегается промысловое время.15 О достижениях говорили и управленцы «Сев- рыбхолодфлота»16, слагаемыми успеха называя переоборудование плавбаз «Григорий Лысенко» и «Полярная звезда» под пресервное производ ство, а плавбазы «Маточкин Шар» —под кон сервное. Моряки и работники служб флота стре мились содержать суда в хорошем техническом состоянии. Многие экипажи производили ремонт механизмов своими силами, опять же высво бождая стольдорогое промысловое время. Свои не менее высокие обязательства имел и коллектив Мурманского морского рыбного порта. Чтобы обеспечить быстрейшую обра ботку судов, приходящих в порт «по зеленой», то есть не прерывая рейсовое задание, докеры 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz