Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) с Владимиром Евгеньевичем отправился наш корреспондент Петр Болычев: — Как Вы относитесь к начальству? — По-всякому. Чем ниже был на служебной лестнице, тем чаще ругал начальство на чем свет стоит. Всегда думал, что только «они» ви­ новаты. Но, наверное, это было по молодости, по незнанию, по недостаточности опыта. Сей­ час к разному начальству отношусь по-разному. Хотя и люблю больше сам командовать, но на­ чальство слушаюсь. По молодости порой стано­ вился в позу: уперся —и ни в какую! Как отношусь к изменениям в структуре «Севрыбы»? У нас появилось больше самосто­ ятельности в производственной сфере, органи­ зации ремонта судов, взаимодействии с заказ­ чиками. Мы вполне можем решать эти вопросы сами. В принципе мне, как производственнику, БПО «Севрыба» совершенно не нужно. Бассей­ новое производственное объединение —это та­ кое же самостоятельное предприятие, как и мы. Атам решаются вопросы всего бассейна. — Рыбаки считают, что берег существует для моря, а не наоборот. Нередко сетуют, что зара­ ботки на берегу выше морских. Все это, по их мнению, отражает несправедливое пренебре­ жение их интересами. Что Вы об этом думаете? — Эти упреки не справедливы. Пока суще­ ствует флот, он будет нуждаться в ремонте. Мы живем за свой счет, на деньги, которые зара­ батываем. Сегодня мы ремонтируем суда Мин- рыбхоза, завтра — «Арктикнефтегазразведки». Касательно низких заработков в море, то, на­ верное, они низкие не оттого, что приходится платить судоремонтникам. Каргин говорил как- то: «Посадить всех «на хвост». Но представьте: мы отремонтировали судно досрочно, рыбак по­ шел в море и не наловил рыбы, потому что там такой экипаж, еще что-то, может быть, направи­ ли не в тот район или не на ту рыбу. Это же не от нас зависит, почему мы должны отвечать за этот «хвост»? — Кем Вам хотелось стать в детстве? — Летчиком. — И что же помешало? — Не прошел комиссию в училище, что-то было со зрением, в общем, забраковали. По­ ехал было поступать в радиоэлектронное воен­ ное училище. Но вернулся в Астрахань —был уверен, что поступлю в рыбвтуз. Я сам вырос в дельте Волги: везде вода, шлюпки, катера, бар­ касы... С детства пацаны были нацелены на вес­ ла, двигатели, суда. — Как будете строить отношения с бывшими соперниками по предвыборной борьбе? — Как сложатся взаимоотношения, смогу ли перетянуть всех в свой лагерь —от этого за­ висит многое. Не исключаю, что кто-то совсем не захочет со мной работать... Хотелось, чтобы вокруг меня были единомышленники. Не те, что заглядывают в рот, а те, кто бы спорил со мной, но был единомышленником. Чтобы мы могли друг на друга опереться, подставить в трудную минуту плечо. Мне бы хотелось создать такой коллектив... Надо из всех программ коллегиаль­ но вывести одну общую и по ней работать и от­ читываться раз в год перед трудовым коллекти­ вом о сделанном. Я возьму это за правило. — Недавно на судоверфи было отремонти­ ровано судно из ГДР. В Вашей программе ска­ зано: «Развивать внешнеэкономические связи, доведя объем производства до 5 миллионов инвалютных рублей в год с целью приобретения за рубежом оборудования, оснастки и товаров народного потребления. Расширить номенкла­ туру машиностроительного производства с вы­ ходом на мировой рынок...». Не получится ли так, что судоверфь будет работать на зарубежно­ го «дядюшку», на ширпотреб и при этом забудет о нуждах бассейна? — Нет, но на всякий случай, чтобы не зави­ сеть от возможных провалов бассейна, надо иметь резервы. Выход на внешний рынок, раз­ витие арендных отношений, производственные кооперативы —это и есть наши резервы.252 * * * Жизнь повернула по-своему. На внешний рынок вышли флоты и стали ремонтировать свои суда за рубежом. Судоверфь распалась на де­ сятки производственных кооперативов. Сам Храпов стал председателем совета директоров «Севрыбы». А потом ... Мы еще не раз вернем­ ся к делам и заботам мурманских судоремонт­ ников. А сейчас хочется представить еще одну 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz