Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) 24 августа. «Открытый эфир». С активом су дов беседуют и секретари Октябрьского райко ма КПСС, и секретари парткомов, и работники горкома партии. Беседа посвящена проходя щей отчетно-выборной кампании в судовых партийных организациях, предложениям по из менению Программы и Устава КПСС. Выступле ний с судов мало. Очевидно, в море все-таки трудно сориентироваться, высказать что-то кон кретное. Именно сейчас приходит мысль о том, что необходимо было дать ориентиры, довести до первичек позицию вышестоящих партийных комитетов по основным проблемам дальнейше го развития КПСС. Разговор получился бы более живым... 6 сентября. Неделю стоим у причала на вер фи «Астикан». Работы никакой, торопились зря. Настроение судовых специалистов тревожное. Переговоры с представителями фирмы показа ли, что перед ремонтом службы судовладельца организацией работ почти не занимаются. Нет действующих расценок, неправильно оформле на общая стоимость ремонта. Рядом с нами стоит ТР «Мотовский залив». С ним та же самая история, положение усугу бляется отсутствием оперативной связи с су довладельцем. Телефонный разговор почти невозможен, телексы опаздывают и решить с управлением какую-то проблему сложно. Люди нервничают. Не особенно радует и порт. Почти все здесь бывали не один раз, и особенного ин тереса Лас-Пальмас у моряков не вызывает. 8 сентября. Стоим в доке. Местный празд ник—День святого покровителя Канарских островов, в связи с чем судоверфь не работает. Впереди суббота и воскресенье —тоже нера бочие дни. Опять потеря времени! Однако это, кажется, не особенно печалит экипаж: камбуз выведен из эксплуатации, и валютная оплата более весомая. Такой системе удивляются ино странцы с судов, стоящих рядом в доках, работ ники верфи. Почему, говорят, для русских выгод нее стоянка, чем промысел? Для них-то каждый день простоя —большие убытки, их зарабо ток —в рыбе. А у нас получается наоборот. Ведь основная валюта моряку идет как раз в доке, когда получают командировочные. После прихо да необходимо обязательно проанализировать проблему со специалистами. 11 сентября. Судовые специалисты разбира ются с представителями фирмы в причинах по вреждения корпуса судна при постановке в док. Наши уверены, что виновата фирма. «Астикан» выдвигает свои аргументы. Опять всплывают наша неподготовленность и неумение отстаи вать собственные интересы. (От автора. Позволю себе прервать запи си О. Жиляева и вклинить в текст его морского дневника свои соображения. Да не неумение и не неподготовленность тому виной, и про сто-напросто не из своего кармана платить! Если у флота денег немерено, то зачем пупок надрывать, зачем беспокоиться? Я сам бывал в Лас-Пальмасе и запомнил этих объевшихся русским салом котов —представителей фирмы «Совиспан». Не надо быть великим стратегом или экономистом, чтобы спокойно по полочкам расставить интересы испанцев, представителей Минрыбхоза и флотов, рядовых моряков. К со жалению, с интересами нашей страны ни те, ни другие, ни третьи не совпадали.) Выясняется, что капитаны, главные механики судов, ремонтирующихся в инофирмах, не только не имеют копий контрактов, но и не знают их содержания, своих прав и обязанностей фир мы. Это делает судовую администрацию прак тически беспомощной перед инофирмой. Я уж не говорю о достоинстве нашего моряка, кото рое ущемляется таким положением. Экипажи судов из Греции, Кореи, других государств име ют в распоряжении судна машины, взятые на прокат, спутниковую телефонную связь, считай, со всем миром, причем платит за это моряк от нюдь не из своего кармана. Есть и другие «мело чи», вроде порядка увольнения и передвижения советских рыбаков в этом порту, заставляющие нас чувствовать себя людьми второго сорта. По нятно, что в сегодняшней ситуации говорить о выделении дополнительных валютных средств бесполезно... (От автора. Вновь прерву повествование Жиляева. Может, у нас уже мозги стали работать в другую сторону, но я не понимаю. Не пони маю, почему можно терять деньги, переплачи 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz