Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 22. Человек и должность стоит, —все равно останешься крайним. Сам я за годы журналистской службы никогда не писал о партийных работниках. Встречался со многи­ ми, как правило принципиальными и думаю­ щими людьми. Наверное, в этом и вся правда: в каждом деле есть хорошие и плохие люди. А если копнуть глубже, то в каждом человеке есть и черт, и ангел. Тем, должно быть, и инте­ ресны мы друг другу... Помните, я писал о борьбе на редакционных летучках за место на страницах еженедельника, о заветной шестой полосе, где можно было раз­ местить путевые заметки или какой иной мате- риал-раздумье, по объему и стилистике немного выходящий за газетные жанры? В 1989 году у нас, пишущих сотрудников «Рыбного Мурмана», нежданно-негаданно появился еще один претен­ дент на газетную площадь —секретарь партко­ ма БПО «Севрыба» Олег Жиляев. Это в «глухие» советские времена редколлегия планировала регулярные выступления партсовпрофхозли- деров в газете, здесь же секретарь парткома, вернувшись из командировки на промысел, по собственной инициативе написал и принес в редакцию свой «морской дневник». В те годы подобным образом «прогнуться» перед началь­ ством или поставить в отчете очередную галочку было уже ни к чему. Поэтому, думаю, автор впол­ не искренен в своих путевых впечатлениях. Хотя в «запевке», в самом начале статьи немного лу­ кавит, рассуждая о статусе, о способах выхода в море партийных, советских или комсомольских работников. Якобы одни считают, что выходить можно только пассажирами, не неся никакой от­ ветственности и обязанностей по судну. Другие ратуют за длительные рейсы, когда в море надо идти «при должности», так как пассажир, как бы он ни старался, работой себя в должном объеме не загрузит и положительных эмоций в экипаже тем самым не вызовет. Лучше не командировать в море, а включать человека в штатную судо­ вую должность. А должность эта, о чем скромно умалчивается, кроме определенных обязанно­ стей подразумевает и соответствующую оплату труда. Ни для кого не секрет, что подобным об­ разом очень многие береговые аппаратчики, особенно те, кто имел морское образование, укрепляли свое финансовое положение. Так де­ лали и мы, журналисты, отправляясь в длитель­ ные вояжи. Но если, например, Инна Березюк выходила в море в должности уборщицы или прачки и из кожи лезла вон, чтобы справиться с судовыми обязанностями и в редакцию успеть отправить очередную радиограмму, то секре­ тарь парткома Олег Жиляев, естественно, пошел первым помощником капитана. Нуда не будем считать чужие деньги, хотя многие говорят, что деньги эти совсем нам не чужие, а кровно за­ работанные и беззастенчиво отнятые вожаками перестройки и их подручными... Транспортный рефрижератор «Пролив На­ дежды», на борту которого находился помполит О. Жиляев, по рейсовому заданию направлял­ ся в ремонт на Канарские острова («белый» ТР и заход в инпорт, значит, оплата валютой), а за­ тем шел в район промысла в Норвежское море. По пути в Лас-Пальмас начали раздачу топлива. Далее предоставим слово самому автору: — 17 августа. Очередь на бункеровку почти 30 судов. Непрерывные швартовки. Экипаж работает спокойно, слаженно: чувствуется, что не новички. Занимаюсь почтой промыслови­ кам, знакомлюсь с судовым активом, определя­ ем сроки собраний. Три дня как из порта, а уже чувствую недостаток информации. Радио в эти районы проходит плохо, с газетами тоже напря­ женно. Проблема не новая, но от этого менее острой не становится... 23 августа. Встреча с экипажем плавбазы «Даурия». Отличный коллектив, со своими тради­ циями, способный сделать многое. В немалой степени заслуга в этом капитана В. В. Соколо­ ва245. Был я здесь в марте, во время предыду­ щей командировки в море. Тогда кипели страсти по выборам народных депутатов СССР. Помню, трижды собирали экипаж, часами приходилось отвечать на многочисленные вопросы, диску­ тировать, разъяснять, убеждать. Сегодняшняя встреча прошла намного спокойнее. Вопро­ сов, реплик почти нет. Тишина настораживает. Что это: апатия? неверие? С подобным спокой­ ствием сталкивался и в других экипажах, когда встречался с активом, капитанами, первыми помощниками. Повод для раздумий серьезный... 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz