Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 22. Человек и должность выборов, состоявшихся в далеком и близком 1989 году. Посмотрим пристальнее на тех, кто пришел на политическую сцену областного цен­ тра, о ком писал в тот год наш «Рыбный Мурман». Глава 22. ЧЕЛОВЕК И ДОЛЖНОСТЬ Секретарь обкома партии Е. Комаров Так получилось, что в первом и последнем номере еженедельника в 1989-м году были материалы о Е. Б. Комарове241. В первом —ин­ тервью с ним, как с начальником главного планово-экономического управления, первого заместителя председателя Мурманского облис­ полкома, в последнем —выступление как се­ кретаря обкома КПСС, выдвинутого кандидатом в народные депутаты РСФСР. Сравним эти пу­ бликации, чтобы определить позицию на фини­ ше восьмидесятых одного из ярких на Мурмане политиков. 1 января 1990 года область переходила на региональный хозрасчет. Потому-то перво­ очередным делом и для «главного экономиста» региона, и для секретаря обкома партии была подготовка к этому переходу. В начале года Ко­ маров осторожен в высказываниях: — Главному планово-экономическому управ­ лению облисполкома, экономическим службам предприятий необходимо определить норма­ тивы формирования областного бюджета, от­ числения платы за землю, воду, какая сумма останется в области для развития культуры, на­ родного образования, здравоохранения, други­ ми словами для людей, для повышения их бла­ госостояния. Затем сессия областного Совета примет решение, которое и станет законом для всех предприятий, организаций, учреждений. Исходя из нужд, потребностей области и будем строить свои отношения с союзными министер­ ствами... Предварительно можно уже сказать, что наши желания пока не совпадают с возмож­ ностями, и здесь не все зависит от мурманчан. Согласитесь, что соединить интересы террито­ рии и области, министерства и местных Сове­ тов—довольно непросто. Диктат министерств преодолеть пока не удается. Советы не являют­ ся фактически хозяевами своего региона. На­ пример, в области мы имеем острый дефицит товаров народного потребления. Но ни одно ми­ нистерство не выделило средств на строитель­ ство специализированных производств... В лице министерств в определенной мере мы видим противников революционных преобразо­ ваний. Вот факт. Когда предприятия переходили на первую модель хозрасчета, то им министер­ ства говорили, что, мол, вводятся долгосрочные нормативы. Но оказалось, что министерства поступили с ними так, как им заблагорассудит­ ся: то снижали, то повышали. Чем трудовые кол­ лективы лучше работали, тем больше отчисляли средств в министерские фонды. Для чего? Чтобы поддержать плохо и средне работающие пред­ приятия. Это называется латать дыры в экономи­ ке и содержать бездельников. Сам по себе ре­ гиональный хозрасчет ничего не изменит, если настойчиво не добиваться перемен в управле­ нии. У нас есть серьезные предположения по это­ му поводу, с которыми выйдем на правительство и надеемся получить там поддержку. Что имеется в виду? Мы считаем, что все предприятия следу­ ет вывести из подчинения министерств. Создать Кольское межотраслевое государственное про­ изводственное объединение. Центральный ор­ ган —Госплан доводил бы только госзаказ. И все. А трудовые коллективы на деле бы претворяли лозунг о самостоятельности.242 В конце года секретарь обкома партии Ко­ маров намного смелее и раскованнее в выска­ зываниях: — Я —оптимист, но на вещи смотрю реаль­ но. Раскачиваться, буксовать больше не имеем права. У народа должны быть гарантии, что пе­ рестройка не захлебнется. Если говорить об ус­ ловиях нашей области, сразу надо отметить, что 90-й год не будет легким, ведь нам предстоит переходить на региональный хозрасчет. В связи с этим у меня немало сомнений. К сожалению, стопроцентных наработок, выверенных и «обка­ танных», пока нет. В теории вроде бы все ясно, но как все это будет применяться на практике — 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz