Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 22. Человек и должность выборов, состоявшихся в далеком и близком 1989 году. Посмотрим пристальнее на тех, кто пришел на политическую сцену областного цен тра, о ком писал в тот год наш «Рыбный Мурман». Глава 22. ЧЕЛОВЕК И ДОЛЖНОСТЬ Секретарь обкома партии Е. Комаров Так получилось, что в первом и последнем номере еженедельника в 1989-м году были материалы о Е. Б. Комарове241. В первом —ин тервью с ним, как с начальником главного планово-экономического управления, первого заместителя председателя Мурманского облис полкома, в последнем —выступление как се кретаря обкома КПСС, выдвинутого кандидатом в народные депутаты РСФСР. Сравним эти пу бликации, чтобы определить позицию на фини ше восьмидесятых одного из ярких на Мурмане политиков. 1 января 1990 года область переходила на региональный хозрасчет. Потому-то перво очередным делом и для «главного экономиста» региона, и для секретаря обкома партии была подготовка к этому переходу. В начале года Ко маров осторожен в высказываниях: — Главному планово-экономическому управ лению облисполкома, экономическим службам предприятий необходимо определить норма тивы формирования областного бюджета, от числения платы за землю, воду, какая сумма останется в области для развития культуры, на родного образования, здравоохранения, други ми словами для людей, для повышения их бла госостояния. Затем сессия областного Совета примет решение, которое и станет законом для всех предприятий, организаций, учреждений. Исходя из нужд, потребностей области и будем строить свои отношения с союзными министер ствами... Предварительно можно уже сказать, что наши желания пока не совпадают с возмож ностями, и здесь не все зависит от мурманчан. Согласитесь, что соединить интересы террито рии и области, министерства и местных Сове тов—довольно непросто. Диктат министерств преодолеть пока не удается. Советы не являют ся фактически хозяевами своего региона. На пример, в области мы имеем острый дефицит товаров народного потребления. Но ни одно ми нистерство не выделило средств на строитель ство специализированных производств... В лице министерств в определенной мере мы видим противников революционных преобразо ваний. Вот факт. Когда предприятия переходили на первую модель хозрасчета, то им министер ства говорили, что, мол, вводятся долгосрочные нормативы. Но оказалось, что министерства поступили с ними так, как им заблагорассудит ся: то снижали, то повышали. Чем трудовые кол лективы лучше работали, тем больше отчисляли средств в министерские фонды. Для чего? Чтобы поддержать плохо и средне работающие пред приятия. Это называется латать дыры в экономи ке и содержать бездельников. Сам по себе ре гиональный хозрасчет ничего не изменит, если настойчиво не добиваться перемен в управле нии. У нас есть серьезные предположения по это му поводу, с которыми выйдем на правительство и надеемся получить там поддержку. Что имеется в виду? Мы считаем, что все предприятия следу ет вывести из подчинения министерств. Создать Кольское межотраслевое государственное про изводственное объединение. Центральный ор ган —Госплан доводил бы только госзаказ. И все. А трудовые коллективы на деле бы претворяли лозунг о самостоятельности.242 В конце года секретарь обкома партии Ко маров намного смелее и раскованнее в выска зываниях: — Я —оптимист, но на вещи смотрю реаль но. Раскачиваться, буксовать больше не имеем права. У народа должны быть гарантии, что пе рестройка не захлебнется. Если говорить об ус ловиях нашей области, сразу надо отметить, что 90-й год не будет легким, ведь нам предстоит переходить на региональный хозрасчет. В связи с этим у меня немало сомнений. К сожалению, стопроцентных наработок, выверенных и «обка танных», пока нет. В теории вроде бы все ясно, но как все это будет применяться на практике — 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz