Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 19. Наука и производство Эмоции своего коллеги из «Мурманрыбпро ма» подкрепляет наглядными жизненными при мерами главный инженер управления «Севрыб холодфлот» А. Свистунов: — «Севтехрыбпром» не хочет взяться за столь важную для нас проблему, как нанесение трафа рета на бочки. Применяемый способ архаичен и не устраивает как моряков, так и грузополуча телей. А дозировка соли и специй в банки при производстве пресервов? Эти вспомогательные операции до сих пор ведутся вручную. Основ ную беду нашей прикладной науки мы видим в том, что конструкторы и судовые технологи трудятся разрозненно. Одни занимаются маши нами, а другие непосредственно технологией. И в результате зачастую получается так, что есть технология —нет машин, есть машины —нет технологии...187 Автор разграничивает такие понятия, как практическая помощь флоту и теоретические разработки науки. В настоящее время, уверен Свистунов, главное —не увеличение количества разработок, а тиражирование уже имеющих ся образцов, оснащение судов современной техникой. Экспериментировать можно и нуж но, но в разумных пределах. Или получится как с рыбной колбасой, которую возят по всевоз можным выставкам-дегустациям, а в магазинах этого товара как не было, так и нет. Думаю, что читателю вполне ясны обе пози ции —как науки, так и производства. И что за ключать договоры на проведение научно-иссле- довательских и опытно-конструкторских работ в условиях хозрасчета надо с оглядкой. Финан совые ресурсы ограничены, поэтому интересует прежде всего экономический эффект, дополни тельная прибыль от внедрения разработок. При ходи, проектный институт, с идеей и эффектом, который можно получить «завтра» —и предпри ятие заключит с тобой взаимовыгодный договор. Но при этом еще поторгуется о стоимости работ, ведь цены-то договорные. Жирную черту под нашей дискуссией подве ла «Севрыба», разработав программу основных направлений научно-технического прогресса в рыбном хозяйстве Северного бассейна на пе риод до ...2010 года. Вот ведь какими периода ми мерили, в какое масштабное время жили! Для повышения ответственности заказчиков и разработчиков за целесообразность и эффек тивность использования средств, выделяемых из фонда развития производства, науки и техни ки, начальник ВРПО М. И. Каргин утвердил по рядок оформления договоров. Составили и план распределения средств из указанного фонда между объединениями и предприятиями по го дам. Какой торг, какие договорные цены, какой хозрасчет вкупе с самофинансированием, ког да несчитанные-немеренные государственные денежки можно просто поделить —и дело с кон цом! О том, как проходило утверждение этой программы, «Рыбный Мурман» также поведал читателям, отправив на заседание выездной комиссии министерства весьма независимого в своих взглядах и высказываниях Валеру Ми лютина, который не упустил момента еще раз отточить свое ироничное перо. Предваряла ма териал под названием «Выезд по-министерски» такая преамбула: — Начали в два часа. «Будем работать до по беды», —определил временные границы пред седательствующий, заместитель начальника научно-технического совета Минрыбхоза СССР А. И. Зайцев. Через шесть часов дебатов «по бедители» не определились. В аудитории, где проходило заседание, собравшиеся четко раз делились на группы: первые два ряда занимали члены научно-технического совета от Минрыб хоза, третий и четвертый —от Северного бас сейна. Более дальние ряды оккупировали руко водители предприятий, ведущие специалисты «Севрыбы», представители науки.188 Почему же шесть часов для обсуждения основных направлений развития Северного бассейна оказалось маловато? Поначалу ни какого противостояния между рядами, то есть между москвичами и мурманчанами, не было. Все сходились на том, что комплексная про грамма, предложенная «Севрыбой», в осно ве своей цельная, компактная, убедительная. Видна динамика, прощупывается пульс жизни. Предложена магистральная дорога, а уж сопут ствующие этой дороге пристройки, во-первых, не тема для разговора на столь высоком уровне, 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz