Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 19. Наука и производство Эмоции своего коллеги из «Мурманрыбпро­ ма» подкрепляет наглядными жизненными при­ мерами главный инженер управления «Севрыб­ холодфлот» А. Свистунов: — «Севтехрыбпром» не хочет взяться за столь важную для нас проблему, как нанесение трафа­ рета на бочки. Применяемый способ архаичен и не устраивает как моряков, так и грузополуча­ телей. А дозировка соли и специй в банки при производстве пресервов? Эти вспомогательные операции до сих пор ведутся вручную. Основ­ ную беду нашей прикладной науки мы видим в том, что конструкторы и судовые технологи трудятся разрозненно. Одни занимаются маши­ нами, а другие непосредственно технологией. И в результате зачастую получается так, что есть технология —нет машин, есть машины —нет технологии...187 Автор разграничивает такие понятия, как практическая помощь флоту и теоретические разработки науки. В настоящее время, уверен Свистунов, главное —не увеличение количества разработок, а тиражирование уже имеющих­ ся образцов, оснащение судов современной техникой. Экспериментировать можно и нуж­ но, но в разумных пределах. Или получится как с рыбной колбасой, которую возят по всевоз­ можным выставкам-дегустациям, а в магазинах этого товара как не было, так и нет. Думаю, что читателю вполне ясны обе пози­ ции —как науки, так и производства. И что за­ ключать договоры на проведение научно-иссле- довательских и опытно-конструкторских работ в условиях хозрасчета надо с оглядкой. Финан­ совые ресурсы ограничены, поэтому интересует прежде всего экономический эффект, дополни­ тельная прибыль от внедрения разработок. При­ ходи, проектный институт, с идеей и эффектом, который можно получить «завтра» —и предпри­ ятие заключит с тобой взаимовыгодный договор. Но при этом еще поторгуется о стоимости работ, ведь цены-то договорные. Жирную черту под нашей дискуссией подве­ ла «Севрыба», разработав программу основных направлений научно-технического прогресса в рыбном хозяйстве Северного бассейна на пе­ риод до ...2010 года. Вот ведь какими периода­ ми мерили, в какое масштабное время жили! Для повышения ответственности заказчиков и разработчиков за целесообразность и эффек­ тивность использования средств, выделяемых из фонда развития производства, науки и техни­ ки, начальник ВРПО М. И. Каргин утвердил по­ рядок оформления договоров. Составили и план распределения средств из указанного фонда между объединениями и предприятиями по го­ дам. Какой торг, какие договорные цены, какой хозрасчет вкупе с самофинансированием, ког­ да несчитанные-немеренные государственные денежки можно просто поделить —и дело с кон­ цом! О том, как проходило утверждение этой программы, «Рыбный Мурман» также поведал читателям, отправив на заседание выездной комиссии министерства весьма независимого в своих взглядах и высказываниях Валеру Ми­ лютина, который не упустил момента еще раз отточить свое ироничное перо. Предваряла ма­ териал под названием «Выезд по-министерски» такая преамбула: — Начали в два часа. «Будем работать до по­ беды», —определил временные границы пред­ седательствующий, заместитель начальника научно-технического совета Минрыбхоза СССР А. И. Зайцев. Через шесть часов дебатов «по­ бедители» не определились. В аудитории, где проходило заседание, собравшиеся четко раз­ делились на группы: первые два ряда занимали члены научно-технического совета от Минрыб­ хоза, третий и четвертый —от Северного бас­ сейна. Более дальние ряды оккупировали руко­ водители предприятий, ведущие специалисты «Севрыбы», представители науки.188 Почему же шесть часов для обсуждения основных направлений развития Северного бассейна оказалось маловато? Поначалу ни­ какого противостояния между рядами, то есть между москвичами и мурманчанами, не было. Все сходились на том, что комплексная про­ грамма, предложенная «Севрыбой», в осно­ ве своей цельная, компактная, убедительная. Видна динамика, прощупывается пульс жизни. Предложена магистральная дорога, а уж сопут­ ствующие этой дороге пристройки, во-первых, не тема для разговора на столь высоком уровне, 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz