Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) грузового района П. П. Бутусов с трибуны бас­ сейновой конференции рыбаков: — Последние три пятилетки усилия «Севры­ бы» и министерства были направлены на раз­ витие рыбокомбината и модернизацию флота. На смену бортовичкам пришли ПСТ171, а выгруз­ ка рыбы в порту происходит стампами образца тридцатых годов. Единственный прогресс: была деревянная стампа —стала титановая... У мно­ гих сложилось впечатление о благополучном финансовом положении нашего семитысячного коллектива. Но это далеко не так. Из пятимиллионной прибыли, что портовики заработали в 1988 году, практически половина получена за счет услуг сторонним предприятиям, не входящим в состав «Севрыбы». И за счет при­ нимаемых мер по сокращению затрат внутри порта. А для нормального развития портового комплекса по самым скромным расчетам надо использовать в три раза больше средств! Как их заработать? Есть только три пути: за счет увели­ чения объемов переработки грузов, при помо­ щи увеличения тарифов на услуги, сокращая численность коллектива...172 Время покажет, что первый путь для портови­ ков будет закрыт —на деньги мурманских рыба­ ков в следующие десять лет соседний Киркенес превратится из захудалой норвежской деревуш­ ки в современный город с развитым судообра­ батывающим комплексом, а мурманские при­ чальные линии осиротеют без судов, стоявших ранее в порту вторым-третьим-четвертым (!) кор­ пусом из-за нехватки места. Увеличение тарифов на услуги не может продолжаться вечно, оттесняя от причалов корабли экономных флотоводцев. Ну а сократить-избавиться от «лишних» людей и вспомогательных подразделений, конечно, при­ дется. Хотя этот путь иссушает душу руководителя, который набирал-выбирал специалистов, растил их мастерство и вникал в их проблемы, создавал, заботясь об интересах людей и производства, эти самые вспомогательные подразделения. Ло­ мать —не строить. И Валерий Васильевич Кусков, словно предчувствуя тяжелые времена, обратил­ ся к читателю с такими словами: — Вместо понукания, приказа, безропотно­ го исполнительства, к нам должна прийти осоз­ нанная ответственность. И активный поиск выхода из создавшегося экономического и со­ циального положения. Я не думаю, чтобы оно было такое уж безнадежное, какое рисуется в прогнозах некоторых экономистов. Но если процесс затянется, тяжелых последствий не ми­ новать. Каждый на себе уже испытал, как до­ стается его рабочий хлеб, что несет жена из ма­ газина, как проводят его детишки свободное время!173 «Севтехрыбпром» — Новый год будет экзаменом. Он оценит нашу способность сохранить, поднять выше тот уровень разработок, который сумели до­ стичь, —отвечает на редакционный вопрос «Что год грядущий нам готовит?» главный инже­ нер объединения «Севтехрыбпром» Н. П. Гла­ зунов. —Более тесными, более конкретными видятся контакты между нами и теми, кому тре­ буются наши разработки. Мы должны и можем быстрее работать, быстрее выходить на практи­ ческие результаты. Большие надежды связыва­ ем с машиностроительным заводом. Это и наше финансовое благополучие, и возможность нала­ дить серийное производство...174 Будущий машиностроительный завод, пер­ вая свая в основание которого была вбита в январе 1988-го, станет для конструкторов и разработчиков опытных образцов столь нуж­ ного рыбакам оборудования по переработке рыбы тем маяком, тем спасительным берегом, где можно укрыться от бурь и ветров уж слиш­ ком неуправляемых перемен, вызванных пере­ стройкой. Так, во всяком случае, поначалу каза­ лось. «Севтехрыбпром», если смотреть на него с моря, с позиции рыбаков, не ругал только ле­ нивый. Годами собирали-запускали-осваивали новую технику на судовых рыбофабриках, а все равно главным орудием производства оставал­ ся шкерочный нож. Как таковой новой техники и технологии на Северном бассейне было не­ мало. Но длительные сроки постановки изде­ лий на поток сводили на нет творческую, экс­ периментальную работу конструкторов. Причин тому было множество: и качество изготовления 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz