Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 18. Оптимисты и пессимисты В. В. Кусков Федорова и Омельченко, Желтова и Разгонова. Вершиной в организации бригад в порту счита лось внедрение частичного хозрасчета. «Давай подряд!» —кричали упоенные первыми резуль татами торопыги-реформаторы. Управленцы смотрели более трезво: подряд —это полная экономическая самостоятельность низового звена. Значит, на каждую погрузку-выгрузку надо полностью рассчитать себестоимость, нор му, зарплату для каждой бригады. Для этого при дется вдвое увеличить численность наших отде лов. Плюс к тому бригаде потребуется открыть свой счет в банке, взять в штат на полставки бухгалтера... Новый начальник порта навсегда для себя запомнил-уяснил, насколько бесперспективна система нажима сверху, насильной ломки усто явшихся норм и правил. И потому давил-нажи- мал аккуратно, постепенно. С оглядкой и на до керов, и на вышестоящее руководство. А без этого никак нельзя, без этого какой же он сам начальник? С реорганизацией схемы управления Север ного бассейна рыбный порт стал структурной единицей вновь созданной «Севрыбы», вобрав в себя «Севрыбсбыт» и транспортно-складскую контору. От таких перемен экономической сво боды портовики не ощутили, финансовой помо щи не получили, зато в полной мере испытали на себе диктат со стороны «Севрыбы», болею щей за «свой» «Севрыбхолодфлот», суда которого в ущерб других флотов обрабатывались в порту Мурманский морской рыбный порт в 1980-е годы в первую очередь. Наметилась тенденция со кращения объемов поступающих в порт грузов. Это связывали с оскудением запасов Баренце ва моря и расширением связей рыбаков с за рубежными партнерами, так что часть рыбопро дукции поступала на берег минуя Мурманск. Перейдя на хозрасчет, в порту на многое взглянули иными глазами. Скажем, кто раньше задумывался, что поддон стоит 35 рублей? А те перь стали беречь каждую копейку. Сократили 700 работников, списали старые, отслужившие свой срок суда портофлота, начали реконструк цию причалов на Угольной базе, повысили тари фы на оказание услуг сторонним организациям, стали копить валюту на реконструкцию нефте базы. Впервые по-хозяйски взглянули на такую проблему: если судно простаивает у причала, то порт платит штраф флоту, исходя из суммы су точной эксплуатации этого судна. Однако, когда простаивают портовики из-за отсутствия судов, им никто не платит. А ведь простаивают и люди, и механизмы, растут убытки. И за простой ва гонов платит порт, а не флоты. Разве в этом за ключается экономическая самостоятельность и свобода предприятий-смежников? Еще раз повторю: руководители порта очень трезво и без излишней паники-суеты смотрели в будущее. На страницах «Рыбного Мурмана» практически не было материалов, где бы пор товики жаловались-плакались на свою судьбу. Хотя внутренних проблем в коллективе было не мало. О них поведал начальник первого 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz