Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 18. Оптимисты и пессимисты В. В. Кусков Федорова и Омельченко, Желтова и Разгонова. Вершиной в организации бригад в порту счита­ лось внедрение частичного хозрасчета. «Давай подряд!» —кричали упоенные первыми резуль­ татами торопыги-реформаторы. Управленцы смотрели более трезво: подряд —это полная экономическая самостоятельность низового звена. Значит, на каждую погрузку-выгрузку надо полностью рассчитать себестоимость, нор­ му, зарплату для каждой бригады. Для этого при­ дется вдвое увеличить численность наших отде­ лов. Плюс к тому бригаде потребуется открыть свой счет в банке, взять в штат на полставки бухгалтера... Новый начальник порта навсегда для себя запомнил-уяснил, насколько бесперспективна система нажима сверху, насильной ломки усто­ явшихся норм и правил. И потому давил-нажи- мал аккуратно, постепенно. С оглядкой и на до­ керов, и на вышестоящее руководство. А без этого никак нельзя, без этого какой же он сам начальник? С реорганизацией схемы управления Север­ ного бассейна рыбный порт стал структурной единицей вновь созданной «Севрыбы», вобрав в себя «Севрыбсбыт» и транспортно-складскую контору. От таких перемен экономической сво­ боды портовики не ощутили, финансовой помо­ щи не получили, зато в полной мере испытали на себе диктат со стороны «Севрыбы», болею­ щей за «свой» «Севрыбхолодфлот», суда которого в ущерб других флотов обрабатывались в порту Мурманский морской рыбный порт в 1980-е годы в первую очередь. Наметилась тенденция со­ кращения объемов поступающих в порт грузов. Это связывали с оскудением запасов Баренце­ ва моря и расширением связей рыбаков с за­ рубежными партнерами, так что часть рыбопро­ дукции поступала на берег минуя Мурманск. Перейдя на хозрасчет, в порту на многое взглянули иными глазами. Скажем, кто раньше задумывался, что поддон стоит 35 рублей? А те­ перь стали беречь каждую копейку. Сократили 700 работников, списали старые, отслужившие свой срок суда портофлота, начали реконструк­ цию причалов на Угольной базе, повысили тари­ фы на оказание услуг сторонним организациям, стали копить валюту на реконструкцию нефте­ базы. Впервые по-хозяйски взглянули на такую проблему: если судно простаивает у причала, то порт платит штраф флоту, исходя из суммы су­ точной эксплуатации этого судна. Однако, когда простаивают портовики из-за отсутствия судов, им никто не платит. А ведь простаивают и люди, и механизмы, растут убытки. И за простой ва­ гонов платит порт, а не флоты. Разве в этом за­ ключается экономическая самостоятельность и свобода предприятий-смежников? Еще раз повторю: руководители порта очень трезво и без излишней паники-суеты смотрели в будущее. На страницах «Рыбного Мурмана» практически не было материалов, где бы пор­ товики жаловались-плакались на свою судьбу. Хотя внутренних проблем в коллективе было не мало. О них поведал начальник первого 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz