Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) Весной 1989 года коллектив комбината пол­ ностью перешел на работу по арендному подря­ ду. Не по дискуссируемым на газетных страницах первой или второй модели хозрасчета, а на опла­ ту труда по конечному результату, когда работника волнуют не только качество и количество выпуска­ емой продукции, но и условия, при которых он эту продукцию изготовляет. То есть рентабельность производства. Арендный договор был заключен с руководством БПО «Севрыба» на семь лет. Ком­ бинат обязался обеспечивать все предприятия бассейна тарой, необходимой для нормального производственного процесса. Определили-распи- сали арендную плату в абсолютной сумме на каж­ дый год этих семи лет. Решили, что предприятия, для которых будет поставляться тара, станут рас­ считываться с комбинатом по утвержденным го­ сударственным ценам. Закупать сырье тарники будут тоже у государства, через «Севрыбу». Все, казалось бы, предусмотрели, кроме грядущей так называемой либерализации цен, когда в течение одного дня на витринах магазинов продавцы ценники не успевали менять —еще утром рубль, а к вечеру —полтора... Вот и звучат сегодня как ностальгия по прошлому слова предусмотритель­ ного директора-экономиста советской школы: — Теперь мы заранее знаем, что в течение семи лет наши взаимоотношения с государ­ ством строго определены: чем лучше будем работать, тем больше нам достанется. А требует­ ся многое: построить жилье, решить проблему с детскими садиками, думаю, сможем оказы­ вать помощь городу в развитии социальной сфе­ ры, так как мы живет здесь. И не будем бояться того, что кто-то волевым порядком пересмотрит нам нормативы и передаст наши, так скажем, достижения, другим.168 Пророческие слова... Рыбный порт Говоря о перспективах 1988-го года, значи­ тельно менее оптимистичен в своих высказыва­ ниях начальник Мурманского морского рыбного порта В. В. Кусков169: — Планируем перейти на новую систему оплаты труда. Надо будет преодолевать трудно­ сти с изысканием резервов. Увеличение зара­ ботной платы повлечет за собой высвобождение людей, а это —тоже дело сложное и тонкое...170 Кусков осторожен в высказываниях и дело­ вит. Строгий темный костюм, галстук, белая ру­ башка стали его повседневной формой одежды. Руководитель такого предприятия, как рыбный порт, по должности должен быть солидным и не­ суетливым. Ведь порт олицетворяет для рыбаков стабильность, родной дом, место, где можно укрыться от ветров и штормов, отдохнуть от на­ пастей морских дорог. В порту сходятся-рас- ходятся-перекрещиваются интересы десятков предприятий и организаций. Чуть что: кто ви­ новат? Конечно —порт, Кусков. А вместе с тем Мурманск —город-порт, город... Кускова? Я помню Валерия Васильевича еще с пыш­ ными усами, с лихим чуть ли не кудрявым чубом, который выбивался из-под замасленной кепчон- ки. На докерских разборках у пришвартованных к причалам океанских судов коренастая невы­ сокая фигура начальника терялась в толпе рос­ лых и горластых грузчиков. Но не в его характе­ ре было отсиживаться в кабинете, если в порту заваривалась буза. И в 1983-м ему, начальнику второго грузового района, доверили возглавить весь порт еще и потому, что именно Кусков сде­ лал ставку не на окрик, а на диалог с рабочими во время первой (!) забастовки на Северном бассейне. Тогда вышел очень неудачный приказ о новых повышенных нормах обработки ваго­ нов. И люди отказались работать, возмутились несправедливостью. Долго еще после этого при­ шлось Кускову восстанавливать доверие коллек­ тива к руководству, значительно дольше, чем по­ править экономику предприятия. Не будем в этой книге говорить об укруп­ ненных комплексных бригадах и внедрении коэффициента трудового участия, о роли сти- видора-бригадира и различных хозяйственных экспериментах, которые как на испытательном полигоне проводились в коллективе. К началу восьмидесятых годов в прессе портовиков ува­ жительно называли докерами-механизаторами, имена лучших из них вставлялись в речи-докла- ды партсовхозпрофлидеров различных рангов. Вспомним хотя бы Зарецкого и Лучанинова, 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz