Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) заводов создали крупные производства. Усовер­ шенствовали структуру управления. Разработа­ ли систему экономических нормативов и пока­ зателей. Добились, чтобы работа коллективов отдельных производств оценивалась от получен­ ной прибыли и выполнения плана поставок. За­ воды наделялись правом самостоятельного фор­ мирования и использования фонда заработной платы, фонда материального поощрения, части фонда социального развития. Трудовые коллек­ тивы сами разрабатывали и утверждали структу­ ры своих штатов, распределяли сверхплановую прибыль... Однако вся эта система стимулов имела свой порог, была в значительной степени заранее ограничена нормативами распределе­ ния прибыли в целом по комбинату, теми восем­ надцатью копейками с рубля, о которых мы уже говорили выше.141 Как-то на совещании в «Севрыбе» руковод­ ство рыбокомбината критиковали за то, что на опытно-промышленном заводе белковых продуктов медленно внедряются и осваива­ ются новые технологии, например, производ­ ство черной и красной икры. Действительно, медленно. Так давайте попробуем разобрать­ ся —почему? На деле опытно-промышленный завод никакой не «опытно», а обычное произ­ водственное подразделение комбината с обыч­ ным ежесуточным производственным планом в рублях и тоннах, на которые и предусмотре­ ны соответствующий фонд заработной платы и численность промышленно-производствен­ ного персонала. Но на этом заводе с первого дня его существования велись нескончаемые опытные, экспериментальные наладочные и пу­ сковые работы: по изготовлению белкового кон­ центрата и белковой пасты, крабовых палочек и имитированной зернистой икры, по биологи­ ческой очистке промышленных стоков. Чтобы заниматься такими работами, в плане завода должны быть предусмотрены именно опыты и эксперименты, определен источник их финан­ сирования. Но фонд развития производства, на­ уки и техники на комбинате всего 2 миллиона 750 тысяч рублей. Из него: плата за использо­ ванный кредит на строительство того же завода белковых продуктов —2 миллиона 300 тысяч, взносы в местный бюджет на строительство и сооружение дорог —1 миллион 100 тысяч, от­ числения по указанию «Севрыбы» на развитие строительной базы —200 тысяч рублей (при­ чем без всяких гарантий возврата или ком­ пенсации). Таким образом, не считая других направлений использования этого фонда, де­ фицит средств составляет 850 тысяч. Где же тут опытные и экспериментальные работы? Жить- то приходится по средствам, а как? Управленцам рыбокомбината на все их обращения в Москву и «Севрыбу» отвечают: думайте сами, на то вы и руководители. И при­ кинули тогда экономисты комбината, что смо­ гут они практически удвоить годовую прибыль предприятия, но только к концу XIII пятилетки, то есть к 1996-му году. Для этого нужны сто миллионов рублей капитальных вложений, ко­ торые накопятся, если оставлять в распоряже­ нии комбината соответствующую долю прибыли (о лимитах, оборудовании и материалах под эти деньги здесь говорить не будем). Окупаемость капиталовложений не превысит двух с полови­ ной лет. Экономическая целесообразность оче­ видна, но не встретился в то время на пути ры­ бообработчиков такой банкир, как Хохловкин, не сумели они взять ссуду в банке. Надеялись на здравый смысл и помощь начальства. У ми­ нистерских же чиновников в Москве, а у сев- рыбовских в Мурманске нашлись свои, более важные проблемы. И додумались тогда на ком­ бинате о трех ступенях на пути к успеху, которы­ ми должны стать три степени столь необходимой предприятию свободы. Первая ступень-степень —самостоятельность в установлении договорных цен и выборе хо­ зяйственного партнера. Рассуждали так: хозяй­ ственная самостоятельность нужна предпри­ ятию как раз для... несамостоятельности, для жесткой ответственности перед своими партне­ рами, то есть, в конечном счете, перед потреби­ телями продукции. Без такой самостоятельности предприятие не в состоянии отзываться на за­ просы потребителей, учитывать их пожелания и предложения. С другой стороны, предпри­ ятие-изготовитель лишь тогда охотно реагирует на запрос потребителя, когда ему самому эко­ 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz