Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) заводов создали крупные производства. Усовер шенствовали структуру управления. Разработа ли систему экономических нормативов и пока зателей. Добились, чтобы работа коллективов отдельных производств оценивалась от получен ной прибыли и выполнения плана поставок. За воды наделялись правом самостоятельного фор мирования и использования фонда заработной платы, фонда материального поощрения, части фонда социального развития. Трудовые коллек тивы сами разрабатывали и утверждали структу ры своих штатов, распределяли сверхплановую прибыль... Однако вся эта система стимулов имела свой порог, была в значительной степени заранее ограничена нормативами распределе ния прибыли в целом по комбинату, теми восем надцатью копейками с рубля, о которых мы уже говорили выше.141 Как-то на совещании в «Севрыбе» руковод ство рыбокомбината критиковали за то, что на опытно-промышленном заводе белковых продуктов медленно внедряются и осваива ются новые технологии, например, производ ство черной и красной икры. Действительно, медленно. Так давайте попробуем разобрать ся —почему? На деле опытно-промышленный завод никакой не «опытно», а обычное произ водственное подразделение комбината с обыч ным ежесуточным производственным планом в рублях и тоннах, на которые и предусмотре ны соответствующий фонд заработной платы и численность промышленно-производствен ного персонала. Но на этом заводе с первого дня его существования велись нескончаемые опытные, экспериментальные наладочные и пу сковые работы: по изготовлению белкового кон центрата и белковой пасты, крабовых палочек и имитированной зернистой икры, по биологи ческой очистке промышленных стоков. Чтобы заниматься такими работами, в плане завода должны быть предусмотрены именно опыты и эксперименты, определен источник их финан сирования. Но фонд развития производства, на уки и техники на комбинате всего 2 миллиона 750 тысяч рублей. Из него: плата за использо ванный кредит на строительство того же завода белковых продуктов —2 миллиона 300 тысяч, взносы в местный бюджет на строительство и сооружение дорог —1 миллион 100 тысяч, от числения по указанию «Севрыбы» на развитие строительной базы —200 тысяч рублей (при чем без всяких гарантий возврата или ком пенсации). Таким образом, не считая других направлений использования этого фонда, де фицит средств составляет 850 тысяч. Где же тут опытные и экспериментальные работы? Жить- то приходится по средствам, а как? Управленцам рыбокомбината на все их обращения в Москву и «Севрыбу» отвечают: думайте сами, на то вы и руководители. И при кинули тогда экономисты комбината, что смо гут они практически удвоить годовую прибыль предприятия, но только к концу XIII пятилетки, то есть к 1996-му году. Для этого нужны сто миллионов рублей капитальных вложений, ко торые накопятся, если оставлять в распоряже нии комбината соответствующую долю прибыли (о лимитах, оборудовании и материалах под эти деньги здесь говорить не будем). Окупаемость капиталовложений не превысит двух с полови ной лет. Экономическая целесообразность оче видна, но не встретился в то время на пути ры бообработчиков такой банкир, как Хохловкин, не сумели они взять ссуду в банке. Надеялись на здравый смысл и помощь начальства. У ми нистерских же чиновников в Москве, а у сев- рыбовских в Мурманске нашлись свои, более важные проблемы. И додумались тогда на ком бинате о трех ступенях на пути к успеху, которы ми должны стать три степени столь необходимой предприятию свободы. Первая ступень-степень —самостоятельность в установлении договорных цен и выборе хо зяйственного партнера. Рассуждали так: хозяй ственная самостоятельность нужна предпри ятию как раз для... несамостоятельности, для жесткой ответственности перед своими партне рами, то есть, в конечном счете, перед потреби телями продукции. Без такой самостоятельности предприятие не в состоянии отзываться на за просы потребителей, учитывать их пожелания и предложения. С другой стороны, предпри ятие-изготовитель лишь тогда охотно реагирует на запрос потребителя, когда ему самому эко 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz