Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 14. Эльдорадо «Мурманрыбпрома» ной продукции увеличивает сдельную расценку без ограничений.135 В своем выступлении флотский экономист подчеркивал, что, вникая во все эти норматив­ но-бухгалтерские нюансы, надо твердо уяснить, что хозрасчет с подрядом каких-либо привиле­ гий для экипажей не создают. Просто дают ре­ альные возможности рыбакам для более высо­ ких заработков. При более эффективной работе. Говоря о деньгах, следует отметить, что экипаж БМРТ «Михаил Квасников» (капитан Кобер) решил заработанные за экономию средства использовать на повышение творческой ак­ тивности моряков, поощрив судовых рациона­ лизаторов. В целом же проведенный на флоте эксперимент с хозрасчетными и подрядными рейсами подготовил почву для взятия нового ру­ бежа —перехода на арендный подряд. «Берем траулер в аренду?» —этот вопрос решали моряки БМРТ «Туман-2» на судовом собрании. Одного дня не хватило —перенес­ ли разговор на следующие сутки. Неясностей или недомолвок быть не должно. Ни у экипажа, ни у флотских управленцев. Спорили до хрипоты, вопросы сыпались один за другим: «Сохранится ли «потолок» в зарплате?» —«Нет, заработаете по 10 тысяч на каждого —столько и получите». «Можно ли будет депонировать валюту?» — «Берете это на себя —объединение разрешит». «Из каких средств будут оплачиваться отгуль­ ные, отпускные дни?» —«Из кармана экипажа». «Можно ли продлить рейс?» —«Это право эки­ пажа». «Будет ли скорректирован план в сторону увеличения?» —«Нет».136 Моряки хотели знать все. Завораживала цифра в 459222 рубля —фонд оплаты и страхо­ вой фонд. — Не бойтесь! —горячо убеждал капитан- директор Н. Н. Федоров. —Если будет боевой настрой на работу, если не будет нытиков и раз­ гильдяев —справимся. И арендный договор был подписан. Летом следующего, 1989 года в адрес экипажа БМРТ «Туман-2» руководство «Мурманрыбпрома» от­ правило радиограмму, продублировав ее всем своим судам: «От всей души поздравляем с боль­ шой трудовой победой. Внедряя прогрессивные формы организации труда, фактический пере­ ход к оплате по конечным результатам работы экипажа, ваш экипаж, первопроходец в объеди­ нении, умело ликвидировал подводные и назем­ ные препятствия, делом доказал, что арендный подряд широко способствует раскрытию, реали­ зации творческих способностей моряков, вну­ трипроизводственных резервов. Отработанный вами передовой опыт должен стать достоянием всего флота в ближайшее время...» Итак, не прошло и полгода, как поет Высоц­ кий, —и экипаж вернулся из рейса. Очень слож­ ного и противоречивого рейса, в который отпра­ вились из Буэнос-Айреса, где траулер находился на междурейсовом техническом обслуживании. Пошли рыбаки в район Оркнейских островов на промысел анчоуса, но просчитались, анчо­ уса там не было. Тогда взяли курс на южные Шетландские острова, чтобы успеть к промыслу криля. На поиски потратили примерно 40 су­ ток. Начали усиленно наверстывать потерянное на переходы время, пуская улов на рыбмуку. Надеялись, что смогут выпускать из криля и па­ сту «Океан», но не смогли освободить трюм, где должна была складироваться паста. Распоря­ жением «Севрыбы» транспортные рефриже­ раторы, находящиеся в районе промысла, на­ правлялись к другим траулерам. А на «Тумане-2» береговые бассейновые руководители решили проверить качество выпускаемой продукции. (Капитан-директор траулера Федоров скажет потом: «Я 20 лет хожу в море, но никогда не ви­ дел столь предвзятого контроля. Представите­ ли БПО «Севрыба» просто старались задушить арендный подряд. У них не получилось. Полу­ чилось у нас: благодаря героическим усилиям экипажа рейсовое задание мы перевыполнили на 5 процентов».137) Итоговые цифры таковы: за 181 сутки рейса команда дала прибыли на 45 тысяч рублей боль­ ше, чем в обычном рейсе. Сэкономлено 70 тонн топлива плюс 60 тысяч рублей от работы сокра­ щенным экипажем (на борту было на 20 спе­ циалистов меньше). Весь рейс отработали од­ ним тралом, а это еще 50 тысяч. Люди устали, 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz