Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) Н. Н. Федоров варианты, разработал и откорректировал нор мативные документы по оплате труда, обобщил первые итоги. Корабли уходили на промысел только после получения необходимых разъяс нений и с согласия коллективов по переводу экипажей на новые условия оплаты. Траулеры под руководством капитанов В. А. Дубойского, В. Ф. Сомова сделали по два, а В. Ю. Мятаса — три рейса подряд, не выражая ни малейшего желания вернуться к старой системе. Рост зар платы по отдельным должностям в экипаже ка питана Мятаса характеризуется такими цифра ми: у капитана-директора —на 17.9 процента, второго механика —на 16.1 процента, слеса ря —на 13.2 процента. Дальше —больше. В экспериментальные хозрасчетные и подрядные рейсы пошли шесть промысловых экипажей объединения. В дан ном случае речь уже можно вести о воспита нии Хозяина (с большой буквы) траулера, ведь в подрядный метод работы входят расчеты, связанные с затратами на поддержание судна в надлежащем техническом состоянии, стои мостью выработки продукции, затратами на ее производство и реализацию. Конечно, не избе жали новаторы ошибок и упущений в расчетах, в определении нормативов. Но благодаря энту зиазму с обеих сторон —и управленцы, и рыба ки нашли оптимальные варианты эффективной работы в море. Особо отличился экипаж капи тана В. X. Кобера, который почти всю рыбопро дукцию сдавал только в разделанном виде, став Г. Р. Шаташвили лидером по этому показателю среди однотипных судов. Ну а что же с зарплатой рыбаков? На этот вопрос ответил на страницах «Рыбного Мурма на» сам Шаташвили: — Чтобы избежать огульных суждений, каждо му экипажу расчет начисления зарплаты произ водили в двух вариантах. Первый —как и пред усматривалось договором. Второй —если бы работали в обычных условиях. Применение под рядного принципа, то есть установление расце нок не за период промысла, а за рейс в целом, а также введение единой сдельной расценки на один рубль товарной продукции создали ре альные возможности для того, чтобы сделать механизм оплаты труда более понятным. И соз дать реальные предпосылки для изменения зар платы в непосредственной связи с изменением эффективности производства. Например, при традиционной системе оплаты у моряков нет за интересованности сокращать затраты времени на переходах, рационально вести междурейсо вое техническое обслуживание судна, занимать ся сокращением объема различных работ, опла чиваемых особо, повременно. Ведь заработок в данном случае определяется должностным окладом и не зависит от результатов добычи рыбы, выпуска продукции. Сейчас же положе ние изменилось, заработок за эти периоды вре мени включается в фонд оплаты для исчисления сдельной расценки. Плюс к тому в обычных рей сах премии экипажа имеют «потолки». Здесь же каждый процент превышения заданий по товар На собрании по аренде судна 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz