Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 14. Эльдорадо «Мурманрыбпрома» ния у рыбных и других предприятий города. Дело уже дошло до того, что не было денег на оплату мелких сумм за этикетки на консервные банки... Объективные сложности усугублялись обида ми рыбаков на руководителей «Севрыбы». Они считали, что бассейновое управление намерен но сделало так, чтобы береговые предприятия, включая «Севрыбхолодфлот», имели значительно лучшую рентабельность, чем добывающие фло ты, поставленные на грань банкротства. Таким образом, используя финансовые рычаги, «Сев- рыба» надеялась силой присоединить к себе промысловый флот. Среди рыбаков «Мурман рыбпрома» распространялось мнение, что ру ководство БПО заняло по отношению к их флоту выжидательную позицию, радовалось просто ям судов в море, ничего не делало по измене нию несправедливых тарифов, расчетных цен оплаты работы промысловиков, по решению социальных вопросов. Антагонизм обострился тем, что в предыдущие годы за счет средств до бывающих флотов производилась реконструк ция и строительство береговых объектов. Так, у «Мурманрыбпрома» было изъято 40 миллио нов рублей амортизационных средств. А когда потребовались деньги для ремонта флота, эти средства не вернули. Учитывая все это, гене ральный директор объединения «Мурманрыб пром» В. Д. Демяненко на балансовой комиссии по оценке работы БПО «Севрыба» дал этой рабо те неудовлетворительную оценку. Единственный из руководителей предприятий бассейна!130 В чем же искали и нашли выход мурманрыб- промовцы? Вернувшись из почти двухмесячной командировки в промысловый район Централь- но-Восточной Атлантики, где у берегов Маври тании работало немало судов родного флота, заместитель гендиректора «Мурманрыбпрома» А. И. Кухтин опубликовал в «Рыбном Мурмане» большую статью, в которой изложил свои впе чатления. Рассказав о самоотверженной работе экипажей судов как тралового, так и кошелько вого лова, он пишет: — Да, высокий вылов здесь имеет место. Од нако процент выхода пищевой продукции не мо жет удовлетворить рыбаков. К примеру, судно добыло за сутки 15—20 тонн, а пищевой продук- А. И. Кухтин ции выпущено всего 8 тонн. Почему? Нет нужно го оборудования. В этой связи не могу не заме тить, что пора кардинально изменить стратегию развития флота, а именно: валюту использовать только на закупки новейшего промыслового во оружения и новых технологических линий и тех нологий. Только тогда сможем взять необходи мый улов меньшим количеством судов. Иначе мы никогда не вылезем из долговой ямы.131 Последовательно, шаг за шагом в «Мурман- рыбпроме» стали переводить флот на выпуск разделанной продукции и продукции улучшен ного ассортимента. Исторически сложилось так, что как правило мурманрыбпромовские суда ориентировались на «вал»: мойва и сельдь не требовали особой обработки-разделки. Сред няя цена одной тонны такой продукции не пре вышала 600 рублей. В новых условиях потре бовалось перепрофилировать флот на выпуск более дорогой и более трудоемкой продукции, потребовалась модернизация судов. — Мы убеждены, что, если предприятие не меняет ассортимент продукции, оно стано вится убыточным и не имеет перспективы разви тия, —делится опытом заместитель гендиректора «Мурманрыбпрома» по экономике Л. А. Иванов. — На двух судах вырабатываем фарш высоких кон диций, на шести —обычный из мелкой рыбы. Думается, такими линиями надо оборудовать все суда. Ведь фарш пользуется неограничен ным спросом, да и выпуск пищевой продукции 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz