Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 14. Эльдорадо «Мурманрыбпрома» ния у рыбных и других предприятий города. Дело уже дошло до того, что не было денег на оплату мелких сумм за этикетки на консервные банки... Объективные сложности усугублялись обида­ ми рыбаков на руководителей «Севрыбы». Они считали, что бассейновое управление намерен­ но сделало так, чтобы береговые предприятия, включая «Севрыбхолодфлот», имели значительно лучшую рентабельность, чем добывающие фло­ ты, поставленные на грань банкротства. Таким образом, используя финансовые рычаги, «Сев- рыба» надеялась силой присоединить к себе промысловый флот. Среди рыбаков «Мурман­ рыбпрома» распространялось мнение, что ру­ ководство БПО заняло по отношению к их флоту выжидательную позицию, радовалось просто­ ям судов в море, ничего не делало по измене­ нию несправедливых тарифов, расчетных цен оплаты работы промысловиков, по решению социальных вопросов. Антагонизм обострился тем, что в предыдущие годы за счет средств до­ бывающих флотов производилась реконструк­ ция и строительство береговых объектов. Так, у «Мурманрыбпрома» было изъято 40 миллио­ нов рублей амортизационных средств. А когда потребовались деньги для ремонта флота, эти средства не вернули. Учитывая все это, гене­ ральный директор объединения «Мурманрыб­ пром» В. Д. Демяненко на балансовой комиссии по оценке работы БПО «Севрыба» дал этой рабо­ те неудовлетворительную оценку. Единственный из руководителей предприятий бассейна!130 В чем же искали и нашли выход мурманрыб- промовцы? Вернувшись из почти двухмесячной командировки в промысловый район Централь- но-Восточной Атлантики, где у берегов Маври­ тании работало немало судов родного флота, заместитель гендиректора «Мурманрыбпрома» А. И. Кухтин опубликовал в «Рыбном Мурмане» большую статью, в которой изложил свои впе­ чатления. Рассказав о самоотверженной работе экипажей судов как тралового, так и кошелько­ вого лова, он пишет: — Да, высокий вылов здесь имеет место. Од­ нако процент выхода пищевой продукции не мо­ жет удовлетворить рыбаков. К примеру, судно добыло за сутки 15—20 тонн, а пищевой продук- А. И. Кухтин ции выпущено всего 8 тонн. Почему? Нет нужно­ го оборудования. В этой связи не могу не заме­ тить, что пора кардинально изменить стратегию развития флота, а именно: валюту использовать только на закупки новейшего промыслового во­ оружения и новых технологических линий и тех­ нологий. Только тогда сможем взять необходи­ мый улов меньшим количеством судов. Иначе мы никогда не вылезем из долговой ямы.131 Последовательно, шаг за шагом в «Мурман- рыбпроме» стали переводить флот на выпуск разделанной продукции и продукции улучшен­ ного ассортимента. Исторически сложилось так, что как правило мурманрыбпромовские суда ориентировались на «вал»: мойва и сельдь не требовали особой обработки-разделки. Сред­ няя цена одной тонны такой продукции не пре­ вышала 600 рублей. В новых условиях потре­ бовалось перепрофилировать флот на выпуск более дорогой и более трудоемкой продукции, потребовалась модернизация судов. — Мы убеждены, что, если предприятие не меняет ассортимент продукции, оно стано­ вится убыточным и не имеет перспективы разви­ тия, —делится опытом заместитель гендиректора «Мурманрыбпрома» по экономике Л. А. Иванов. — На двух судах вырабатываем фарш высоких кон­ диций, на шести —обычный из мелкой рыбы. Думается, такими линиями надо оборудовать все суда. Ведь фарш пользуется неограничен­ ным спросом, да и выпуск пищевой продукции 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz