Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) Почему все-таки структура БПО оказалась недостаточно работоспособной? Причин здесь много. Это и неустранение в структуре жесткой централизации, командная система управления без экономической ответственности за свои распоряжения. Это предоставленные Законом о государственном предприятии широкие права трудовым коллективам —и постоянное урезание этих прав, неуправляемость общебассейновой ситуацией со стороны головного предприятия, половинчатость в действиях по созданию нового хозяйственного механизма... Система осталась планово-распорядительной. А какой должна быть форма взаимосвязей предприятий Северного бассейна, чтобы поставлять на народный стол разнообразную рыбопродукцию, заботясь одно временно и о воспроизводстве рыбных запасов, и о снижении издержек производства, и об уско рении развития социальной сферы? Конечно, бассейновый принцип должен сохраниться. Можно назвать несколько общих функций: квоты, объем судоремонта, координация спасательных работ в Баренцевом и Норвежском морях... Конференция плавсостава приняла реше ние о ликвидации БПО «Севрыба» и проголосо вала за создание Северной ассоциации флотов и предприятий. Для разработки новой структу ры управления приказом по Минрыбхозу СССР была создана рабочая группа, в которую вошли руководители предприятий или их заместители, а приказом по «Севрыбе»—творческая груп па специалистов различного профиля. То есть управленцы вновь сумели благополучно вы плыть из водоворота казалось бы кризисных для них событий и возглавить процесс (раз уж нель зя с ним бороться). Прошедшую конференцию вспоминали как глоток свободы, после которого вновь пошли по хмельные рабочие будни. Уже в октябре члены рабочей группы по созданию Северной ассо циации отмечали безответственное отношение первых руководителей предприятий бассейна к участию в этой работе. Именно руководите ли, как никто другой, чувствовали пульс време ни, времени, которое опережало самые каза лось бы смелые и революционные решения на местах и делало эти решения бессмыслен ными. Не удалось сохранить централизованного планирования в условиях фиксированных цен. Попытка проведения рыночных преобразова ний под жестким государственным контролем натолкнулась на сопротивление чиновников, терявших власть по мере развития рынка. Ре формы были заторможены. Надвигалась либе рализация экономики в надежде на силу само организации общества. Глава 14. ЭЛЬДОРАДО «МУРМАНРЫБПРОМА» Какое уж там Эльдорадо, какая «золотая страна», если в экономике объединения в конце восьмидесятых годов сложилась критическая си туация —промысловый флот стал убыточным?! Больше, чем кто-либо другой на Северном бас сейне, мурманрыбпромовские суда пострадали из-за изменения сырьевой базы в Баренцевом море. Флот потерял треть объемов добычи рыбы и пищевой продукции рядом с Мурманском, «у берега». Это заставило траулеры уходить в отда ленные районы промысла, перепрофилировать работу флота на выпуск продукции улучшенно го ассортимента. Тратились миллионы рублей на оплату перелета экипажей в иностранные порты, где происходила смена команд после окончания промыслового рейса. Министерское «планирование от достигнутого» окончатель но поставило флот на колени. В 1988-м году ни один из основных показателей работы объе динением «Мурманрыбпром» выполнен не был. Полученной прибыли 5.7 миллиона рублей (при плане 35.2 миллиона) не хватило на оплату пла тежей в бюджет. Из-за этого образовался дефи цит собственных оборотных средств и перерас ход фондов экономического стимулирования и социального развития. В начале 1989-го положение объединения стало еще более сложным. В феврале, например, флот не смог оплатить счета поставщиков за то вары и услуги на сумму свыше двадцати миллио нов рублей. Это вызвало финансовые затрудне 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz